Как избежать неприятностей
Продолжаем отвечать на письма читателей газеты, пришедшие в рубрику ОАО «РосЭнергоРесурс-Орел».
Михаил Иванович Одинцов, с которым мы уже вступали в переписку на страницах «Города Орла», интересуется, много ли в областном центре должников по оплате жилищно-коммунальных услуг. С сожалением должны констатировать, что да — достаточно много. Сумма задолженности населения перед поставщиками услуг равна примерно всем начислениям одного календарного месяца. Возможно, это вызвано тем, что жители города имели возможность накапливать долги, оплачивая только начисления текущего месяца. Страдают от этого, конечно, поставщики услуг, которые вынуждены обслуживать всех жителей города, в том числе и должников, за меньшие средства.
Читательница Нина Васильевна Артемова спрашивает: как могут наказать злостных неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги? Отвечая на этот вопрос, сразу оговоримся: меры воздействия на недобросовестных потребителей жилищных и коммунальных услуг — не в компетенции ОАО «РосЭнергоРесурс-Орел». Это забота самих поставщиков услуг. Однако мы вправе разъяснить своим клиентам требования законодательства по ЖКХ, дабы предостеречь их от возможных неприятностей.
Ответ на вопрос Нины Васильевны прост: долг можно потребовать через суд, поскольку оплачивать такую статью расходов — обязанность, а не право. Это установлено Жилищным кодексом РФ.
Кроме того, статья 155 ЖК указывает, что лица, несвое-временно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пеню. Ее размер составляет одну трехсотую ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
В случае неполной оплаты исполнитель также вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг. В «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» эти меры также четко расписаны. Сначала нарушителю должны направить письменное уведомление о том, что, если в течение месяца долги не будут погашены, предоставление коммунальных услуг ограничат или прекратят. Затем за трое суток, если долги не погашены, жильцов предупреждают еще раз.
Если и это не подействует, исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Но всех этих неприятностей можно избежать, если четко выполнять свои обязанности перед поставщиком услуг. А если возникли проблемы с оплатой, важно своевременно поставить об этом в известность поставщика услуг и попытаться найти взаимоприемлемый вариант погашения долга. Как действовать в каждом конкретном случае, подскажут специалисты Единого информационного центра по телефону 36-91-91.