Орловская искра № 8 (1229) от 5 марта 2021 года
1418 шагов к Победе
Недавно мне довелось побывать в подмосковной Кубинке, куда можно приехать на электричке с Белорусского вокзала. Здесь, в парке «Патриот» 22 июня прошлого года к 75-летию Победы был открыт новый музейный комплекс «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе».
Огромный музей, множество залов, пройдя которые будто погружаешься в довоенное и военное время, становишься участником событий Великой Отечественной войны — самой страшной и кровопролитной, которая длилась четыре года — 1418 дней и ночей. Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной эта война, и потому так важно знать её историю, сохранить память о защитниках нашей Родины. Уходят ветераны — а с ними эпоха победителей.
Многие экспозиции интерактивны — свет, звук, движения, всё — как в реальности.
Первый зал — мирное довоенное время. Звучит музыка, город живёт своей обычной жизнью. На экранах — «живых» картинах, которые расположены по бокам зала, — светит солнце, играют, катаются на каруселях дети, взрослые торопятся по своим делам, едут машины, звенят трамваи. Люди улыбаются, отдыхают. Обычный выходной 21 июня — последний мирный день 41-го…
Но вот занавес отодвигается, ещё несколько шагов — и попадаешь в другой зал — хаос, гремят взрывы, падают бомбы, слышны стрельба, крики… Началась война. На экранах — тёмный дым, зарево пожаров, под прозрачным полом — горящие угли, обломки кирпичей, обугленные бревна от разрушенных зданий, детские игрушки, листовки. Ощущение такое — будто у тебя земля горит под ногами. Фашисты напали вероломно, без предупреждения, нарушив границы СССР. Первые дни войны были самыми страшными, под авиабомбёжками и обстрелами гибли тысячи людей, военные части попадали в окружение, оказываясь в глубоком тылу врага, с боями прорываясь к своим.
И вот хронометраж начинает отсчёт. Каждый день войны документально отмечен — что происходило на фронте, в тылу, в Кремле, какие отдавались приказы, какие происходили сражения, кто в них участвовал.
В музее собрано много подлинных документов военного времени. Под стеклянными витринами — вырезки из газет 40-х годов, военные приказы, письма солдат, схемы военных укреплений. В каждом из 35 залов — непрерывная галерея фотографий участников войны. Река из фотографий. Можно ввести в поисковики имена и фамилии своих родственников, участников сражений, и вся информация об этих людях и их портреты «всплывают» на экране. В картотеке музея более 33 миллионов имён. Можно «зажечь» виртуальную свечу памяти.
В нескольких кинозалах посетители могут присесть на скамью и посмотреть документальное кино. Один из фильмов, например, рассказывает о героических лётчицах 46-го бомбардировочного полка, которых фашисты называли «ночные ведьмы». Командиром полка была капитан Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем, поэтому порой его шутливо называли «Дунькин полк». Фильм рассказывает об истории его формирования, о наиболее значимых военных операциях. И, конечно, о подвигах лётчиц. На кинокадрах, общем фото — совсем юные, улыбающиеся женские лица, многим было чуть больше 20, а самой младшей — 17 лет.
Не оставляет равнодушным фильм о «детях войны» — кинорассказ о том, как маленькие герои большой войны становились партизанами, мужественно воевали рядом со старшими, стояли у станков на заводах. Никакая статистика не может передать ту боль и страдания, которые выпали на их долю.
В интерактивных залах показаны основные события Великой Отечественной — защита Брестской крепости, блокада Ленинграда, битвы за Сталинград и Севастополь, Орловско-Курское сражение…
В зале, посвящённом блокаде Ленинграда, холодно. Зима 1941-42 гг. была самой тяжёлой для ленинградцев: морозы достигали сорока градусов, не было ни дров, ни угля, ни электричества, остановились трамваи и троллейбусы, за водой истощённые от голода люди ходили на Неву, падали и умирали по дороге. На большом экране с помощью интерактивных средств изображена «Дорога жизни»: по тонкому льду Ладожского озера едут «полуторки» с продовольствием, с блокадниками. Более 19 тысяч раненых и больных перевезли они. По белому снегу уходят вдаль машины, постепенно становясь чёрными точками. Но вот одна из них проваливается под лёд… Не всем посчастливилось добраться до Большой земли.
Голос за кадром читает письма блокадников, их воспоминания о тех страшных событиях, о голоде и холоде, об авианалётах и бомбёжках, о нечеловеческих испытаниях, выпавших на долю ленинградцев. Слушать тяжело, на глаза наворачиваются слезы. Особенно трогает за душу дневник школьницы Тани Савичевой — символ осаждённого города, трагедии мирного населения. Девочка потеряла всю свою большую семью в дни блокады, один за другим умирали её родные.
Под стеклом одного из стендов — весы, на которых лежат кусочки блокадного хлеба. Суточная его норма в блокадном Ленинграде составляла 125 граммов (для тех, кто работал на производстве, — 250 граммов). Это были крохи, но многие ленинградцы до сих пор благодарны этому хлебушку. Известно, что спустя много лет после войны никто из ленинградцев, переживших блокаду, не выбрасывал даже заплесневелую горбушку…
В одном из залов ты оказываешься в операционной. Всё настолько реалистично, будто стоишь за спинами врачей и видишь воочию, как они извлекают пулю, перевязывают раненого, слышишь их голоса: «Зажим, скальпель…», пахнет лекарствами. В госпитале есть всё необходимое для операции, инструменты, столы, умывальник. Но чаще всего врачам и медсестрам в годы войны приходилось работать в полевых условиях, в поездах, оперировать по ходу движения, когда не хватало лекарств, бинтов, свистели пули и падали бомбы. Врачи могли в любой момент погибнуть. Но об этом они не думали, спасая раненых, дорожили каждой минутой.
Пронзительный зал — о концлагерях. Одна часть помещения закрыта чёрной тканью. Здесь демонстрируются кадры кинохроники: за колючей проволокой — истощённые, измученные, оборванные люди с застывшими глазами, в которых лишь боль и ужас рабского унижения. Это страшно.
В музее собраны боевые знамёна воинских частей, много оружия — пушки, винтовки, пулемёты, осколки от снарядов и мин. Есть маузер известной советской женщины-снайпера Людмилы Павличенко, которая лично уничтожила 309 солдат и офицеров противника. Об этой легендарной женщине снят фильм «Битва за Севастополь».
Среди экспонатов также военное снаряжение и форма, плакаты и заводские станки, подводные аппараты, личные вещи солдат и офицеров. Можно увидеть фрагмент стены Рейхстага с подписями советских воинов, кирпичи из подвалов Брестской крепости.
Один из залов посвящён военным корреспондентам, которые, рискуя жизнью, готовили репортажи и статьи, снимали кинофильмы о ходе войны, пройдя сотни километров военных дорог с «лейкой и блокнотом, а то и с пулемётом». Они сражались за Родину оружием и словом, раскрывали героизм и мужество фронтовиков. На витринах — и та самая лейка, и фотоаппараты, и блокноты. Благодаря работе журналистов, которые были в гуще страшных событий, фотографиям и пожелтевшим страницам передовиц, мы знаем правду о войне и можем представить, какой ценой завоевана Победа.
Так реализуется идея проекта — как бы пройти путь от начала и до конца войны, шаг за шагом, почти полтора километра, когда вокруг оживают кадры кинохроники. И в конце концов увидеть на этих кадрах колонны пленных немцев на Садовом кольце Москвы, парад Победы войск Советской Армии на Красной площади 24 июня 1945 года, который принимал легендарный маршал Георгий Жуков. И радость людей, встречающих с фронта солдат-победителей.
Самый трогательный — зал Памяти. Звучит песня в исполнении Марка Бернеса «Журавли», горят свечи. Плавно под музыку движутся по стене портреты бойцов, павших за Родину. Они словно взмывают ввысь, в облака, как те журавли… Трогает до слёз, до мурашек.
Галерея окружает главный храм Вооружённых Сил РФ. На этом участке фронта, в Одинцовском районе Московской области, враг не прошёл. Музей «Дорога памяти» — это миллионы свидетельств о подвиге нашего народа, общая память о войне и каждом её герое.
Юлия Рютина.
Фото автора.