Орловская искра № 48 (1317) от 16 декабря 2022 года
А-у, ветераны! Вольно, молодежь!
Москва—Минск—Вильнюс—Рига—Таллин и снова Ливны
С технарями всегда так — там, где гуманитарии или политики на пустом месте рассусоливают, эти наоборот — вместо того, чтобы вдаваться в интересные детали, ограничиваются общей схемой, полагая, что для понимания достаточно.
С Геннадием Егоровичем Алдобаевым та же история. Поэтому, прочитав его письмо, пришлось звонить, чтобы разъяснить кое-какие моменты. Но сначала письмо.
«Дорогая редакция! Я, Алдобаев Геннадий Егорович, постоянный читатель вашей газеты. Мне нравятся ваши материалы, касающиеся патриотического воспитания молодежи, нравится ваша жизненная позиция. Ее разделяют люди моего поколения — «рожденные в СССР».
Направляю вам свои короткие воспоминания о событии полувековой давности, когда в 1972 году вся страна отмечала 50-летие СССР.
Думаю, сегодняшней молодежи будет интересно узнать о спортивных интересах, увлечениях, досуге своих родителей, дедушек и бабушек, когда им было столько же, сколько их детям и внукам сейчас.
…Журнал «За рулем», который пользовался огромной популярностью, объявил об организации и проведении первого Всесоюзного слета мототуристов. Местом проведения был избран город Тукумс в Латвийской ССР.
Ливенский городской комитет комсомола принял решение поддержать эту инициативу и создал оргкомитет, который должен был разработать порядок участия ливенской сборной команды мототуристов в слете.
Такой опыт был, команда мототуристов с «Ливгидромаша», «Промприбора», «ЛААЗа» и др. предприятий в 1970 году участвовала в пробеге, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина: протяженность маршрута составляла около 3 тыс. км, и проходил он через Ульяновск, Казань, Горький, Москву, Орел, Ливны. Заезжали мы и в Тольятти, тогда это была Всесоюзная комсомольская стройка завода «АВТОВАЗ», и на ней трудились две бригады молодежи от нашего ГПТУ-4. Мы им передали подарки от Ливенского горкома ВЛКСМ.
Согласовав вопросы регистрации команды в редакции журнала «За рулем», мы отправили заявку в г. Тукумс на участие во Всесоюзном слете. Девиз: «50 лет СССР — по 5 столицам Союзных Республик»: Москва—Минск—Вильнюс—Рига—Таллин.
Руководителем мотопробега был утверждет М. Тюрин — мастер инструментального цеха «Промприбора».
Солнечным июльским днем на ул. Ленина, от Ливенского ГК ВЛКСМ был дан старт мотопробегу. Сопровождала колонну машина «ЗиЛ» Ливенского комитета «ДОСААФ», борта которой украшала схема маршрута. Наша команда была одета в форму стройотрядовцев, на рукавах — нашивка: герб Ливен «с орлом и перепелками». Городской Дом быта изготовил нам красочные нагрудные ленты с девизом мотопробега.
Следуя по маршруту, мы встречались с местными комсомольско-молодежными организациями, возлагали цветы к памятникам советским воинам, погибшим в Великую Отечественную, ходили на краеведческие экскурсии и даже играли в г. Шауляе товарищеский футбольный матч с командой местного велосипедного завода.
К концу недели прибыли к точке сбора и разместились в лесном автомотокемпинге на Рижском взморье, недалеко от Юрмалы, где были запланированы трехдневный отдых и участие в соревнованиях по мототриалу.
Но участие в отборочных соревнованиях показало, что мы на своих «ИЖах» и «Явах» по сравнению с командами на «Ямахах», «Судзуки», «БМВ» и «Харлеях» «далеко не уедем», поэтому…»
Стоп! «Ямахи», «Судзуки» и «Харлеи» в 1972 году? Когда Геннадий Егорович, тогда просто Гена, рассекал просторы Советского Союза, мне было шесть. Я, конечно, видел, а позже осознавал очереди за «Явами», покупку «Ижей» и осмотр «Восходов» — покупать-не покупать? Но чтобы на западной и японской технике на Всесоюзном слете туристов выступали целые команды?
Вот тут я и позвонил автору письма. И, поговорив, в очередной раз пожалел об этой особенности людей технических профессий обрисовывать события в письме пусть точными, но скупыми линиями.
Короче, как говорят сегодня выпускники ВУЗов… Во-первых, мототриал — это соревнования на мотоциклах, в трех, как явствует из названия, дисциплинах: на скорость, на удержание, как это ни странно звучит, устойчивости при минимальных скоростях, и кросс по пересеченке.
Когда ливенские мототуристы посмотрели, о какие камни им предлагают рвать покрышки и калечить технику, они вежливо сказали «нет», им вручили «утешительный приз» — клаксон, как я понял из рассказа Геннадия Егоровича, после чего ливенцы три дня блаженствовали на балтийском побережье, пока их товарищи по увлечению из других команд выясняли в чаду и копоти, кто их них круче.
Что касается дорогих иностранных мотоциклов, то Геннадий Егорович даже удивился вопросу. Для тех, кто «варился» в этой теме, «Харлеи» и «БМВ» не являлись чем-то необычным и в 1972-м. Они были, но не в таком, разумеется, количестве, как сегодня. А в Прибалтике дорогие иностранные «лошадки» легче было «достать» в силу чисто географических особенностей.
В общем, ливенцам организаторы отметили командировки (да, за все платило государство), поблагодарили за участие и оставили в покое отдыхать.
Продолжение письма:
«… нам дали «утешительный приз» и после отдыха мы продолжили движение по маршруту. По прибытии в Орел члены команды были на приеме у первого секретаря обкома ВЛКСМ Геннадия Зюганова, возложили цветы к памятнику В. И. Ленину на площади перед Домом Советов и, довольные, отдохнувшие, вернулись домой».
Умели ребята отдыхать! А государство этому не мешало и даже помогало.
Окончание письма Геннадия Егоровича Алдобаева:
«В День города ливенские рокеры демонстрируют свои довольно дорогие мотоциклы на площади перед ФОКом у стадиона… Дарю идею: в следующем году — 80 лет битве на Орловско-Курской дуге. Организуйте мотопробег по городам первого салюта: Орел—Белгород со стартом и финишем в Ливнах. В День города, на площади Победы мы вас встретим с уважением и аплодисментами. А там, глядишь,и ливенские предприниматели вручат вам памятный приз».
Кстати, Геннадий Егорович, для которого точность, как я понял, обязательные спутники разговора, добавил во время нашего короткого общения, что орловские мототуристы во времена его молодости были, пожалуй, даже круче ливенских. Они на Дальний Восток на двух колесах ездили.
А-у, ветераны! Вольно, молодежь!
Сергей Заруднев.