Орловская искра № 8 (1186) от 6 марта 2020 года
Амбарный замок на городских воротах
Наш славный город сейчас почти банкрот — до такого состояния его довели годы неэффективного управления. Денег в бюджете нет. Кредиторская задолженность муниципального образования «Город Орел» на 1 января 2020 года составляет почти 1 млрд. рублей, многомиллионные долги перед поставщиками питания в школах и т. д. Одни муниципальные предприятия закрылись (ПАТП), другие — ТТП, БПХ и «Орелбыт» — на грани банкротства. И в этой критической ситуации основным способом латания бюджетных дыр администрация по-прежнему видит распродажу оставшегося имущества, что совершенно неправильно. Расходы города ежегодно растут, а когда мы продадим последние помещения из казны, — на областной центр можно будет просто вешать амбарный замок и табличку «Закрыто».
Банальный пример: бюджет Орла на 2019 год «верстался» почти на каждой сессии в течение года, в него постоянно вносились изменения. И что же мы видим? Плановые доходы бюджета на 2020 год оказались значительно меньше, чем фактические доходы за 2019 год. А если копнуть глубже, то получается, что около половины доходов — это субсидии и прочее из бюджетов других уровней, в том числе из регионального. Остальная часть — это налоговые поступления и доходы от планируемой реализации скудного имущества. Подчеркиваю: только половина — это действительно доходы города, а не транши с других бюджетных уровней. А вкупе с колоссальной «кредиторкой» на начало текущего года — волосы дыбом встают…
Город выполняет множество социальных обязательств (питание школьников, социальные выплаты, детские сады и т. д.). И исходя из доходов бюджета на 2020 год, мы понимаем, что банально не сможем их выполнить — расходная часть бюджета-2020 существенно ниже, чем год назад.
Далее, по прогнозу администрации плановые доходы в 2020 г. составят 6,2 млрд. рублей, а в 2021 году — 4,7 млрд. То есть состояние дел в Орле будет еще хуже, чем сейчас. И что тогда будем делать? Мы ведь не сможем сократить социальные обязательства и другие расходы в той же пропорции, что и доходную часть в 2021 по сравнению с 2020-м.
На сессии городского Совета 27 февраля 2020 года администрация вносила изменения на сотни миллионов рублей в обе части бюджета, то есть увеличиваются и доходы, и расходы на ту же сумму. Могу допустить, что администрация не учла все расходы. Но проблема в том, что доходная часть бюджета невыполнима, о чем уже не раз говорила даже Контрольно-счетная палата города Орла. Продолжать, подгоняя доходную часть под расходную, тем самым рисуя воздушные замки на бумаге, преступно. И речь даже не только о том, что в доходной части «сидит» продажа комплекса «Орел-отель», который в нынешних бизнес-реалиях и по такой цене не интересен никому. «Орел-отель» уже несколько раз выставлялся на продажу, а покупателей не нашлось. Никто даже заявку не подал на участие в торгах!
Стоит сказать, что фракция КПРФ — вообще против продажи имущества, а особенно — прибыльного комплекса «Орел-отель», в который входят гостиницы города Орла. Необходимо искать реальные источники доходности, а не продавать оставшиеся «неликвиды» и прибыльные предприятия.
Не менее резонансным на сессии 27 февраля был вопрос о передаче из Орловского района 122 земельных участков городу Орлу для выполнения обязательств по обеспечению многодетных семей, согласно закону Орловской области № 1872‑ОЗ. К слову, очередь в Орле составляет 934 семьи, и с 2015 года было предоставлено только 30 участков. Проблема банальна — в областном центре нет свободной земли, поэтому ее нам дает район.
Почему наша фракция воздержалась при голосовании по данному вопросу? Мы выступали и говорили, что многодетные семьи необходимо обеспечивать участками, это, несомненно, дело правильное и хорошее. Но, если присмотреться, Орловский район передал нам кусок пустого поля. А согласно закону, бремя обеспечения инфраструктурой ложится на плечи города, который будет обязан отдавать семьям земельные участки, полностью обеспеченные газом, светом, канализацией, дорогами и т. д. А это уже десятки миллионов рублей, которых в бюджете Орла просто нет. У нас на данный момент колоссальная задолженность перед поставщиками питания в школах, перед подрядчиками за выполненные работы, заблокированы счета в учреждениях по страховым взносам и не только. И в этих условиях брать на себя многомиллионные обязательства, исполнение которых будет под вопросом без поддержки правительства области, — считаю неправильным.
Вспоминается ситуация с Орловской инвестиционной ипотечной корпорацией, которая в пос. Платоново Орловского района предоставляла людям земельные участки, куда по факту даже скорая проехать не могла. Все мы помним тогдашние протесты жителей, многие СМИ освещали эту проблему.
Вот почему наша фракция выступала с предложением временно не принимать участки, пока не будет ясности по источникам финансирования инфраструктуры. Мы предлагали обратиться к правительству Орловской области и совместно найти решение. Однако нас не услышали, и большинством голосов решение было принято…
Вот так шаг за шагом мы скоро и упрёмся носом в табличку «город-банкрот».
Александр Щербин,
депутат Орловского городского Совета народных депутатов.