Красная строка № 16 (452) от 22 июня 2018 года
Асаже русскому писателю
В преддверии 200-летия И. С. Тургенева
Во множестве городов России, не претендующих, как Орёл, на звание «литературных столиц», выпускается специализированная литературная периодика. Например: «Московский литератор», «Великороссъ: Литературно-исторический журнал», «Литература в школе», «Православная беседа» — духовно-просветительский журнал, «Славянка» (Москва), «Русский вестник», «Нева», «Родная Ладога», «Вечный зов» (Санкт-Петербург), «Дон: Российский ордена Дружбы народов литературно-художественный ежемесячный журнал» (Ростов-на-Дону), «Православное слово: Издание Православного Просветительского Братства при Храме Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия» (Кострома), «Новый енисейский литератор» (Красноярск), «ЛиTERRA NOVA» (Саранск), «Брега Тавриды» (Крым), «Север» (Карелия), «Берег России» (Владивосток) и многие другие издания, с которыми я сотрудничаю (всего около пятисот).
География очень обширная — это вся Россия: от Калининграда на западе до Южно-Сахалинска на Дальнем Востоке, от Салехарда на севере до Сочи на юге, Севастополя в Крыму, а также ближнее и дальнее зарубежье. Интерес к великой русской литературе и творчеству моих прославленных земляков — орловских писателей-классиков, к христианской составляющей их наследия — повсюду неизменно высок. В нашей стране и за её пределами людям для умственного и духовного роста необходим честный и чистый голос выдающихся русских художников слова.
Но, как ни парадоксально, в литературном Орле, кроме газеты «Красная строка» с её острой общественно-политической направленностью, практически не осталось ни одного периодического издания, где можно было бы публиковать статьи и материалы о духовно-нравственном содержании отечественной словесности. Своеобразное печатное пространство свободы — рубрика «О земном и небесном» в «Красной строке». Она даёт возможность напоминать читателю о триединстве идеалов Добра, Красоты и Правды. Эти подлинные ценности вечны и неизменны, несмотря на то, что в России уже не один десяток лет с попустительства и дозволения правящего режима их безбожно нивелируют, лукаво искажают, попирают, подменяют суррогатами, фальшивками, поклонением золотому тельцу и другим идолам. Лукавство и ложь продажных, коррумпированных, бездарных чиновников возводятся в ранг негласных, обязательных правил поведения с народом. Целая армия политически ангажированных продажных СМИ совместно с телеканалами зомбоящика и ширпотребным бульварным чтивом во всех регионах беспрерывно оглупляют, одурманивают, духовно опустошают людей.
О подобной беде говорил ещё в начале XX века святой Иоанн Кронштадтский: «Во многих светских журналах и газетах, число которых умножилось до крайности, дышит дух земной, нередко богопротивный, между тем как христианин есть гражданин не только земли, но и неба». Как же усугубилась эта ситуация в настоящее время!
Былой атеизм коммунистов ныне сменился сатанизмом олигархического капитализма, который разделяет людей на страты, прикрываясь фальшивым лозунгом о единстве и легендой о демократии. Политика «прозрачности» на деле обернулась «тайной беззакония». На страждущую Россию накинута плотная завеса, под которой задыхаешься…
Остаётся уповать только на Бога. Как говорил раннехристианский духовный писатель Тертуллиан, «душа человеческая — по природе христианка». И она выстоит, победит, несмотря на явный разгул бесовщины. По убеждению Ф. М. Достоевского — великого русского писателя-христианина, пророка, — «Истина, Добро, Правда всегда побеждают и торжествуют над пороком и злом, мы победим».
Моя книга «Христианский мир И. С. Тургенева» была издана в Рязани. Кого-то может удивить, что книга орловского автора о великом писателе-орловце издана не в Орле. В моём родном городе — на родине Тургенева — в преддверии его 200-летнего юбилея, да к тому же и в Год литературы (2015), орловские издательства, с которыми я провела переговоры, этим проектом, не сулящим больших доходов, не заинтересовались. Власти предержащие, к кому я обращалась на личном приёме: тогдашний губернатор и председатель правительства В. В. Потомский, а также высокопоставленные чиновники: первый заместитель губернатора А. Ю. Бударин, председатель областного Совета народных депутатов Л. С. Музалевский и его первый заместитель М. В. Вдовин, бывший начальник областного управления культуры А. Ю. Егорова, — по заведённому бюрократическому обычаю ограничились пустыми отписками с отказом, даже не ознакомившись с рукописью, не вникнув в суть темы. Подобным образом «властители» веками поступают с честным словом русских писателей. В последнем официальном ответе на моё предложение об издании книги о Тургеневе управление культуры отфутболило меня (простите за просторечие, но точнее в этой ситуации не скажешь) в управление физической культуры и спорта. Каюсь, туда я уже обращаться не стала.
И до сей поры книга в Орловской области так и не издана. Нет её на книжных полках библиотек ни в школах, ни в вузах, где творчество Тургенева по-прежнему преподносят с атеистических позиций. На поклон к чиновникам, прикрывающим свою бездуховность официальными должностями, больше идти не хочется. Говорилось уже неоднократно. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:9).
Однако страх чиновников от образования перед честным словом русских писателей столь силён и так сильна ненависть к отечественной литературе и её «божественным глаголам», призванным «жечь сердца людей», что до настоящего времени христиански одухотворённая отечественная словесность заведомо искажается, преподносится с атеистических позиций в подавляющем большинстве учебных заведений России. Так что они вполне подходят под определение, данное в одноимённой статье Н. С. Лескова о школах, где не преподавался Закон Божий, «Безбожные школы в России».
Самое главное в русской классической литературе — это Христос, христианская вера, одухотворённая русским православным подвижничеством. Художественной правды не может быть без правды Божьей. Вся русская классика создавалась в лоне православного бытия и подобно Новому Завету, всегда нова и актуальна, даёт возможность соединять времена.
Да ведь только «чёртовым куклам», как называл чиновников Лесков, это всё равно… Евангельское пророчество гласит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13: 14—15).
В таких условиях каждодневная работа, чем я занимаюсь в течение последних двух десятилетий: создание книг, статей, выступления на конференциях, просветительская деятельность — расцениваются не как труд, требующий напряжённой работы ума, души, больших затрат времени и физических сил, а как некий вид «хобби» на энтузиазме и без оплаты.
В то время как в Ставрополе в октябре 2016 года президент Международного славянского форума искусств «Золотой Витязь» Николай Бурляев вручал мне награду — именную статуэтку «Витязя»; когда многие российские СМИ отозвались об этом событии информацией «Орёл поддерживает славу третьей литературной столицы…», чиновники законодательного органа, именующего себя Орловским областным Советом народных депутатов, сокращали мою скромную должность консультанта-лингвиста.
И, вернувшись из Ставрополя в Орёл с радостной вестью и высокой международной наградой, я только и получила от М. Ю. Берникова, тогдашнего руководителя аппарата облсовета, в недалёком прошлом — приснопамятного экс-футболиста-сити-менеджера Орла, — предупреждение об увольнении, буквально силой всунутое мне в руки в мрачном коридоре «Серого дома». В очередной раз — отфутболили…
Областной Совет остался без высококвалифицированного эксперта-лингвиста, несмотря на то, что в должной мере, как того требует федеральный закон о госслужбе, русского языка как государственного языка Российской Федерации чиновники не знают, подчас демонстрируя вопиющую безграмотность устной и письменной речи. Чудовищно то, что в России повальной неграмотности уже мало кто удивляется и почти никто её не стыдится. Варварское притеснение русской словесности в школе привело к катастрофической тотальной безграмотности во всех областях деятельности, вплоть до высших властно-чиновничьих сфер.
Как и следовало ожидать, штат вскоре вновь был раздут до размеров больших, чем до сокращения. Набрали ложно-образованных, но «своих» — угодных и услужливых.
Так в новое время и в новых обстоятельствах подтвердились слова Лескова, который в своей статье о Тургеневе в год его 60-летнего юбилея «Чудеса и знамения. Наблюдения, опыты и заметки» с болью признавал горькую библейскую истину о судьбе пророка в своём Отечестве: «В России писатель с мировым именем должен разделить долю пророка, которому нет чести в Отечестве своём».
Вывод Лескова о громадной роли Тургенева в духовно-нравственной жизни страны: «Он представитель и выразитель умственного и нравственного роста России», — заострён против недостойных выходок тех, кем «многократно, грубо и недостойно оскорбляем наш благородный писатель».
Продажные либералы действовали «грубо, нахально и безразборчиво»; консерваторы «язвили его злоехидно». Тех и других Лесков уподобляет, используя сравнение Виктора Гюго, хищным волкам, «которые со злости хватались зубами за свой собственный хвост». «Осмеять можно всё, — замечает автор статьи, — как всё можно до известной степени опошлить. С лёгкой руки Цельзия было много мастеров, которые делали такие опыты даже над самым учением христианским, но оно от этого не утратило своего значения».
Лесков горячо выступил в защиту «генерала от литературы» Тургенева — «слишком крупного среди всех наших величин» — от всякого рода «литературных <и не только литературных. — А. Н.-С.> хамов». Травлю великого русского писателя устраивала не только литературная критика. Подключилась и бюрократия — в гнуснейших проявлениях чиновничьего чванства.
Когда во всём мире читали и переводили произведения Тургенева, на его родине в Орле губернские чиновники проявляли пренебрежение к всемирно известному автору, вынуждали его подолгу ожидать очереди в приёмных, бахвалились друг перед другом, что сделали ему «асаже». Орловский губернатор однажды принял Тургенева, но чрезвычайно холодно, сурово, даже не предложил присесть и отказал писателю в его просьбе. По этому поводу Лесков замечал: «мягкосердечный Тургенев» у себя дома, на родине, получает «шиш и презрение глупцов, презрения достойных».
Лесков изложил подлинные факты непочтительного отношения к Тургеневу даже со стороны его земляков — орловского дворянства и чиновной братии. Этот невыдуманный полузатерянный «рассказ кстати» заслуживает того, чтобы привести его почти полностью.
Лесков пишет: «И у меня есть пример, как относится к Тургеневу среда очень ему близкая, которая могла бы по преимуществу показать своё уважение к нашему писателю, — это его земляки в самом тесном смысле слова, — орловское просвещённое дворянство.
Несколько лет назад <…> я гостил летом у моего двоюродного брата, орловского предводителя дворянства, и в одном разговоре о Тургеневе заметил:
— Чтобы хоть вам выразить своё сочувствие Ивану Сергеевичу, которым может гордиться ваша среда: хоть бы одну стипендию его имени учредили в своей гимназии да хороший портрет его повесили в читальной комнате дворянского собрания!
Брат улыбнулся и отвечал:
— К сожалению, это невозможно.
— А почему?
— А потому, что он у нас не пользуется большими симпатиями.
— За что же?
— Да так… Эти его „освободительные идеи“, и прочее… Куда тут о нём заговаривать?
Так о нём и там, на стогнах града, который может гордиться честью его рождения, „неудобно заговаривать“. Это уже совсем доля пророка, которому нет чести в отечестве своём.
<...> И вот после одной из самых недавних побывок Тургенева, один личард особых поручений <в значении — верный, слуга, лакей; раболепный чиновник. — А. Н.-С.>, обращающийся при докладе у одного сановника, рассказал, как „они дали Тургеневу асаже“, то есть пустили его, по его обер-офицерскому чину <низший офицерский чин от 14‑го (последнего) до 9-го класса в «Табели о рангах». — А. Н.‑С.>, самым последним. И этот господин, пожалуй, не лгал: теперь это вполне статочно. По крайней мере, явные и тайные советники <тайный советник — гражданский чин 3-го класса в «Табели о рангах» — соответствовал высшим государственным должностям. — А. Н.-С.>, при коих мне довелось слышать рассказ об этом крупном событии, находили, что это так и следовало. „Прежде всего-де порядок“.
Таким-то способом эти знаменитые люди и сподобились дать почувствовать европейски известному соотечественнику своё департаментское величие! И они рады, они хвастались, что нашлись, как отомстить Тургеневу».
По обыкновенному бюрократическому заведению канцелярские пройдохи и прихлебатели устроили свою гаденькую «месть» великому писателю за его талант и своё духовное убожество, бездарность. «Крупному человеку у нас всякий ногу подставит и далеко не пустит, а ничтожность всё будет ползти и всюду проползёт», — говорится в другой лесковской статье — «Заповедь Писемского».
Сегодня в этом плане мало что изменилось.
В городе Рязани, в православном издательстве «Зёрна-Слово» встретились единомышленники, истинные почитатели и ценители тургеневского творчества. Здесь в 2015 году вышла в свет моя книга. Выражаю искреннюю признательность всем сотрудникам издательства, кто работал над её созданием и особенно художественному редактору книги и моему супругу Евгению Викторовичу Строганову. Книга издана с любовью, с большим художественным вкусом, замечательно подобраны иллюстрации, портрет Тургенева на обложке выполнен так, будто облик писателя продолжает светить своим духовным светом сквозь века.
Дерзаю верить, что эта книга послужит во благо читателю, поможет и далее осмысливать с позиций православной веры тургеневское творчество, исполненное любви и света, который «и во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).
Алла Новикова-Строганова,
доктор филологических наук, профессор,
историк русской литературы,
член Союза писателей России.