Орловская искра № 29 (1397) от 2 августа 2024 года
«Без подвига железнодорожников не было бы нашей Победы»
Близ станции Верховье, в месте соединения Елецкой и Ливенской веток железной дороги, был установлен памятный знак железнодорожникам.
По этому поводу состоялся торжественный митинг, на котором было сказано много теплых слов в адрес ветеранов, железнодорожников, жителей поселка — всех тех, кто в ходе Орловско-Курской операции 1943 года принимал участие в строительстве железнодорожной линии, кто своим самоотверженным трудом ковал Великую Победу, а в послевоенные годы восстанавливал из руин железнодорожный узел.
Во время Великой Отечественной станция Верховье играла важную, стратегическую роль. Тысячи тонн грузов перевозили железнодорожники с фронта в тыл. Перевозили раненых в госпитали, красноармейцев на фронт.
Сам поселок был занят фашистами чуть более месяца, а освобожден нашими войсками 27 декабря 1941 года.
Советские войска продолжили наступление. Верховье находилось в прифронтовой полосе. Из глубины страны, через Елец, на станцию Верховье постоянно приходили составы с военной техникой, продовольствием, боеприпасами.
Станцию немцы постоянно бомбили, обстреливали из дальнобойных орудий, не давали работать путейцам ни днем, ни ночью. Постоянно приходилось восстанавливать пути. Паровозное депо и железнодорожный вокзал были разрушены. Дежурные по станции находились в подвале. В 1942 году погиб начальник станции. В том же году был убит командир бронепоезда. Несмотря на потери, верховские железнодорожники работали круглосуточно, обеспечивая бесперебойное движение поездов. Жизнь станции не замирала ни на минуту, узел действовал. Однако поезда, заходившие на ст. Верховье, должны были делать маневры, время затягивалось, и составы могли попасть под обстрел. Поэтому и было решено в трех километрах от ст. Верховье проложить обводной путь, чтобы соединить Елецкую железную дорогу с веткой на Ливны.
— Всего за сутки был проложен железнодорожный путь длиной 1600 метров, — говорит Почетный железнодорожник, председатель узлового Совета ветеранов ст. Верховье Леонид Бакулин. — Это был настоящий трудовой подвиг!
Люди работали вручную, копали землю лопатами, без всякой техники. За короткое время по этому участку перевезли огромное количество военных грузов. Подвиг строителей, железнодорожников, высоко оценил маршал Победы Георгий Константинович Жуков, побывавший на станции Верховье в начале лета 1943 года, перед началом Орловско-Курской битвы. Он осмотрел станцию, пообщался с людьми. Впоследствии его слова: «Без подвига железнодорожников не было бы нашей Победы» вошли в историю.
На митинге выступили глава Верховского района В. А. Гладских, председатель Совета ветеранов Московской железной дороги Б. Д. Анашкин, начальник Орловско-Курского региона Московской железной дороги Ю. С. Кобзарь. Выступающие отметили, что верховцы чтут память защитников края, отважных железнодорожников. Совсем недавно на мемориальном комплексе были перезахоронены останки 106 красноармейцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.
…В этот день в торжественной обстановке была вручена медаль «За отвагу». Награда нашла своего героя. Карпов Владимир Иванович, 1924 года рождения. В 1941-м году был призван на фронт. Служил разведчиком. После войны почти 49 лет проработал на железной дороге, в депо. Умер в 1993 году… Медаль вручили сыну героя Карпову Владимиру Владимировичу, который не скрывал своего волнения. На митинг он пришел вместе со своей дочерью Натальей, внучкой фронтовика.
Как рассказал Владимир Владимирович, на фронте героически воевал танкистом и его дядя Петр, он погиб в боях под Сталинградом. Сын фронтовика поблагодарил всех, кто помог в поиске награды. Верховцы помнят и чтят подвиги земляков.
На митинг пришли ветераны, жители поселка, железнодорожники, представители общественных офицерских организаций, много молодежи. Именно молодым была предоставлена почетная миссия открыть памятный знак.
— Сегодня исторический день. Мы увековечиваем трудовой подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны железнодорожниками и жителями поселка Верховье. Я знаю, какой это тяжелый труд. Мои родители работали на железной дороге, сам я отработал 33 года машинистом, водил тепловозы, пассажирские поезда, — отметил Сергей Анатольевич Виричев, первый секретарь Верховского райкома КПРФ. — Верховский железнодорожный узел имел важное значение в годы войны. Об этих страницах истории собрано много материалов в наших музеях и библиотеках. Думаю, и это место, этот день, станет памятным для многих жителей поселка.
Юлия Рютина.