Орловская искра № 12 от 29 марта 2019 года

Без школы Победное превращается в Бедное

Вероятно, по замыслу районных властей 21 марта в Победном всё должно было пройти гладко. Не случайно заместитель главы районной администрации О. Щукина повторяла, как мантру, что пока проводится лишь предварительный опрос жителей, потому что таково решение районного Совета от 26 февраля — провести опрос. Но жители деревни запрудили вход в комнату, где сидела счетная комиссия, и глухо роптали. Недоверие быстро переросло в открытый протест: «В чем причина реорганизации? Победненская школа будет закрыта?», — тяжелыми комьями сыпались вопросы.
Настроение людей нетрудно было понять: они чувствовали — опять обман и пытались понять, в чем именно?

Администрация района предлагала жителям поселения ответить на, казалось бы, про­­­с­той вопрос: считают ли они возможным реорганизацию местной школы в Победном путем присоединения этого учебного заведения к другому, расположенному в 12 километ­рах в с. Моховом?

Победное — это бывшая центральная усадьба некогда известного в Залегощенском районе колхоза. Теперь — это административный центр, объединяющий вокруг себя ещё четыре деревни (Алексеевка, Суворово, Желябуга, Ракзино) в единое Прилепское сельское поселение. Дети школьного возраста есть только в самом Победном да в Желябуге. Вместе с ребятишками из Подмаслово (относящегося к другому сельскому поселению) в Победненской основной школе каждый день на уроки собирается 24 ученика разных возрастов.

Но Победное может гордиться своими демографическими достижениями: еще 16 детей подрастают здесь, чтобы в будущем переступить порог школы. За восемь последних лет родилось 8 ребятишек. Даже в бездетном Ракзино теперь есть своя Машенька, которую молодая мать пока носит в специальном рюкзачке.

Но для власти, похоже, всё это не имеет значения, и она спрашивает жителей: а не хотят ли они своих детей перевести в другую школу на территории более населённого соседнего сельского поселения? Власть делает вид, что ничего страшного не происходит. Тогда как по существу Прилепское сельское поселение с центром в деревне Победное признаётся бесперспективным вслед за десятками, сотнями других деревень и сёл нашей бескрайней и шаг за шагом опустошаемой Родины. «Не хороните нас заживо!» — воскликнула одна из победненских женщин 21 марта. «Что вы, что вы! Пока только примите участие в опросе!» — пытается лукавить власть.

Но, как подсказала нам секретарь Залегощенского райкома КПРФ Т. Громова, оказывается, ещё 18 февраля состоялось собрание жителей деревень Прилепского с\п, на котором людям было напрямую сказано, что местную школу администрация Залегощенского района планирует закрыть, потому что в в районе нет денег, а в школе, рассчитанной на 120 детей, осталось всего 24 ученика. Хотя в Победном хорошо помнят, что были недавние времена, когда в той же школе училось и 17, и даже 14 детей, но ни о какой реорганизации речи не было. Месяц назад присутствующие (более 50 человек) высказались решительно против неё. Потому что во­зить детей за 12 километров по дороге с двумя опасными крутыми спусками и поворотами, где нет даже ограждений, опасно. Тем более, что трагические аварии там были. И ещё потому, что Победненская школа — она же и почта, и медпункт, и АТС, и администрация, и даже пожарная станция — всё в одном здании.

«Начали с коровников, теперь школу хотят закрыть, потом Любу сократят — единственного медика, закроется почта, администрация — и не будет деревни!» — такой невесёлый счёт предъявила счётной комиссии одна из жительниц Победного. Но представители власти пытались сохранить хорошую мину при плохой игре.

Райком КПРФ предоставил редакции копии документов, касающихся намерения властей закрыть ещё одну школу в районе — в деревне Ольховец. Кстати, похожую на Победненскую. Такое же типовое двухэтажное здание из железобетонных блоков. Там есть и спортивный зал, и слесарная мастерская, и столовая, и тёплые туалеты. Но почему-то жителям Ольховца районная власть предлагает перевести своих детей в Красненскую школу, более десяти километров от дома, где, как свидетельствуют ольховецкие жители, «часть здания вот-вот обрушится, нет тёп­лых туалетов, спортзала». Где «рамы оконные гнилые — в них свищет ветер, полы прогнившие, стены с трещинами, крыша повсеместно течёт, сточные воды из столовой, из дырявой канализационной трубы льются прямо под окно столовой на клумбы». И дорога, как сказано в протоколе собрания ольховецких жителей, «находится в ужасном состоянии».

О нарушениях целого ряда требований санитарных норм и правил в Красненской школе территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направил главе района соответствующее письмо.

А департамент образования Орловской области сообщил в ответ на жалобу жителей, что реорганизация Ольховецкой школы в форме присоединения к другому учебному заведению планируется «в целях оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений, рационального использования кадровых и материально-технических ресурсов…». При этом областной департамент ссылается на информацию, полученную из администрации Залегощенского района. Стало быть, никто иной, как районная власть решает, кого оптимизировать и кого к кому присоединить или, выражаясь фигурально, «кого вычеркнуть из списка живущих», а кого укрепить за счет вычеркнутых.
Моховская школа по своему техническому состоянию, как я понял, лучше Красненской. И даже ремонта особого не требует. Но не в этом суть. В Победном неожиданно для всех было сформулировано по существу традиционное и почти забытое в ходе либеральных реформ народное видение роли местной власти в жизни глубинной России. Неожиданным и знаковым было уже то, что от имени народа и вместе с ним выступил игумен соседнего православного монастыря.

Так вот, именно православный батюшка перевернул все нынешние представления о местной власти. «Не хватает средств? — начал о. Тихон с риторического вопроса. — Тогда глава района должен выразить нашу точку зрения. Он же должен нас защищать. Должен добиваться финансирования, в набат бить. Тем более, что, мы же понимаем, у главы и выбора-то особого нет: либо школы сохранять, либо дороги латать».
«Пожалуйста, вы нас защищайте, — продолжал священник, обращаясь уже к членам комиссии. — Давайте займём одну позицию, вместе обратимся к главе государства, например…».

Его речь была эмоциональной и искренней. В одном из последних советских и по-настоящему русских кинофильмов, снятом по историческому роману Ю. Германа «Россия молодая», нечто подобное выразил один из героев: «Воевода — он нам по обычаю и военоначальник, и судья, и защитник…». Но в фильме было и продолжение этой фразы как отражение некой аномалии в сложившихся правоотношениях с властью: «…А случись что — он нас и продаст!». В Победном 21 марта 2019 года такое же опасение витало в воздухе.

Какие бы там оптимизации и реорганизации ни задумывали наверху, местная власть должна быть на стороне своего народа, на страже его интересов: и глава сельского поселения, и глава района, и мэр города. Русским людям эта власть нужна в качестве заступника. И никак иначе.
«Люди уедут, и нашу землю будут корпорации обрабатывать?» — задал ещё один риторический вопрос о. Тихон.

А между тем и в администрации области уже должны быть в курсе, о какой земле идет речь. Первый заместитель губернатора В. Соколов недавно принимал энтузиастов из Победненской школы, которые рассказали ему о богатейшем историко-краеведческом наследии края, географически связанном в том числе и с Прилепским сельским поселением. Недалеко от Победного ещё сохранился усадебный дом известного русского мецената Мамонтова. Его имя тесно связано с именами таких известных русских художников, как Поленов, Виноградов и др. Лев Толстой ходил пешком из Ясной Поляны через местную Алексеевку к своим друзьям Сухотиным и Голицыным. Деревня Ракзино тесно связана с Фетом. И всё это — в радиусе пяти-семи километров от Победненской школы, которая могла бы стать центром местного краеведения и историко-культурного образования школьников, рискующих в нынешних условиях превратиться в Иванов, не помнящих родства.

Наконец, в давно обезлюдевшей Алексеевке ещё сохранился воинский мемориал над братской могилой 540 советских воинов, погибших здесь в кровопролитных сражениях за освобождение Орла и Орловской области. Ещё живы старики, которые помнят, как осенью 1941 года немецкие танки вязли в местных чернозёмах и как в годы оккупации немцы взрывали старинную церковь в деревне Желябуга, потому что она была прекрасным ориентиром для советских ночных бомбардировщиков.
«Разве можно вообще так ставить вопрос — о закрытии школы? Это не кабак, не фитнес-клуб. Это же школа!» — недоумевали жители Победного. Кстати, «Учитель года-2009» А. Рыжиков, выигравший областной этап конкурса и ставший лауреатом его общероссийского этапа, и теперь преподаёт математику именно в Победненской школе. Талантливый педагог уверен, что дети, будучи привязанными к расписанию движения школьного автобуса, окажутся в положении пасынков в новой для них Моховской школе. Они выпадут из послеурочной школьной жизни, считает Александр Иванович, а значит, что-то потеряют в своём развитии. А в Победном даже Новый год отмечают всей школой. Все: и старшие, и младшие школьники — участвуют в новогоднем спектакле. Им есть что терять в случае реорганизации, считает А. Рыжиков.

Уроженец Курской области, он убежден, что жизнь в российской глубинке нужно сохранить во что бы то ни стало, во всём её многообразии, сохранив жизнь и малых, и больших деревень. Потому что, уверен Рыжиков, есть в этой жизни что-то иррациональное, без чего немыслимо существование России в целом.

Но власть далека от таких тонкостей восприятия действительности и предпочитает играть в юридические формальности. Она предлагает деревне Победное, где проживает чуть больше ста человек, проголосовать «за» или «против» присоединения местной школы к Моховской. При этом такое же голосование должно состояться и в Моховом, где численность населения в разы больше победненского. Жители Победного так и не смогли добиться от председателя счётной комиссии О. Щукиной, как же будут подсчитываться голоса, если моховские выскажутся «за», а победненские — «против»? Казалось бы, логичнее спросить только победненцев: хотят ли они лишиться школы по месту жительства? Если «нет», то моховских и спрашивать незачем. Но протоколов опроса будет именно два. И жители Победного почувствовали себя преданными местной властью.

Андрей Грядунов.

От редакции

Когда номер уже готовился к печати, в орловских СМИ появилась информация о том, что руководитель областного департамента образования Татьяна Крымова 26 марта на личной встрече пообещала жителям Победного: школу закрывать или реорганизовывать не станут.

Более того, по нашей информации, самый серьёзный разговор на тему «оптимизации» сельских школ состоялся между губернатором А. Клычковым и главой Покровского района Д. Романовым, после которого тот заметно снизил «закрывательскую» активность. А 27 марта в районе побывала Т. Крымова. Она тоже встретилась с главой и руководством системы образования, побывала в двух школах. И у людей там появилась надежда.

Ждём подвижек и в Орловском районе, где обсуждаются перспективы закрытия трех школ. Да и в целом по области главам муниципальных образований, видимо, следует пересмотреть свои подходы к так называемым малокомплектным школам и не спешить резать по живому. Во всяком случае, позиция областных властей, как выясняется, куда более взвешенная. И это хорошая, обнадёживающая новость.

Комментарий первого секретаря Орловского обкома КПРФ В. Н. Иконникова к ситуации с закрытием
малокомплектных школ на селе:

— В 13 муниципалитетах местные органы власти рассматривают варианты оптимизации 28 малокомплектных сельских школ. Подчеркиваю — местные администрации. Процедура неоднозначная, спорная и довольно болезненная. Здесь присутствуют и объективные факторы — отток населения из села, сокращение количества детей школьного возраста, необходимость предоставлять им более качественное образование в соответствии с образовательными стандартами. Но есть и субъективные факторы, которые зависят от расторопности и смекалки районных администраций и местных депутатов.

Ситуация взята на контроль депутатами областного и районных Советов от КПРФ. Наша позиция проста. Мы за максимально возможное сохранение на селе малокомплектных школ, качественное образование детей и обязательное трудоустройство учителей и обслуживающего персонала закрывающихся школ. К действиям ряда районных администраций у нас есть серьезные претензии в связи этим, в том числе и к администрации Залегощенского района. И не только у нас…