Орловская искра № 4 от 1 февраля 2019 года
Безналичный расчет как камень преткновения
Так сколько мы будем платить за проезд в общественном транспорте с 1 февраля? Несмотря на, казалось бы, окончательные решения декабрьской сессии Орловского городского Совета, 31 января 2019 депутаты вернулись к этому вопросу. Почему так получилось? Мэр города, он же председатель Совета В. Новиков недавно заявил публично, что перевозчики фактически не выполнили главное условие, на котором строились декабрьские договоренности с ними — не оснастили свои автобусы валидаторами, то есть приборами, позволяющими пассажирам рассчитываться за проезд не только электронными проездными, но и обыкновенными банковскими картами. В. Новиков не исключил, что по этой причине повышение тарифов не состоится в феврале.
«Но тогда придётся отменять декабрьское постановление, — комментирует ситуацию депутат городского Совета, член фракции КПРФ И. С. Дынкович. — В противном случае никто не заставит перевозчиков отказаться от повышения оплаты за проезд. Если банковскую карту приложить будет некуда — значит, водитель потребует с нас 20 рублей наличными — в полном соответствии с пунктом декабрьского постановления горсовета».
Напомним, что в декабре прошлого года власть и перевозчики вроде бы договорились, что наличными деньгами пассажиры будут платить за проезд 20, по банковской карте — 17, а по электронному проездному билету — 15 рублей.
«Я прогнозировал, что постановление горсовета выполнено не будет. Именно потому, что там есть пункты о безналичном расчете, — продолжает И. С. Дынкович. — Перевозчики станут всячески саботировать подобные решения. Ведь до сих пор все переговоры с ними об экономическом обосновании их расходов и, соответственно, повышения тарифов сводятся к «разговорам за жизнь»: а вот подорожали бензин, ГСМ, а вот средняя зарплата уже «не дотягивает», и так далее.
Как такового исчерпывающего и не вызывающего сомнения экономического обоснования по-прежнему нет. Есть пакет документов от перевозчиков, на основании которого администрация что-то там рассчитывает «методом экономически обоснованных расходов». Если ввести безналичный расчет, у городских властей появится объективная картина доходов от перевозки пассажиров. Станет возможным определить, какие маршруты наиболее привлекательны для перевозчиков, а какие нет. Всё это позволит обоснованно решать вопрос — повышать или не повышать тарифы на проезд в городском общественном транспорте».
Примечательно, что практически об этом же — о прозрачности деятельности перевозчиков при условии безналичных расчетов с пассажирами — говорил в декабре и депутат от фракции «Единой России» директор муниципального «Трамвайно-троллейбусного предприятия» А. Я. Коровин. Он вообще предположил, что как только доходы частных перевозчиков станут прозрачны, сразу станут очевидны преимущества муниципального транспорта.
Любопытно, что такое понимание важности безналичных расчетов и опасности бесконтрольного «нала» совпадает с публикациями в центральной прессе, где некоторые специалисты открыто говорят о том, как разрушение системы безналичных расчетов между советскими предприятиями и утечка наличных денег с банковских счетов этих предприятий через горбачевские кооперативы в частные карманы привели к разрушению советской экономики.
В Орле пока речь идет лишь о безналичной оплате проезда в общественном транспорте. Но дорога тенденция.
«Если всё останется по-прежнему, и пассажиры в маршрутках будут просто кидать деньги «на мотор», мы никогда не выберемся из этой трясины, и тема повышения тарифов будет возникать каждый год. И ведь ничего экстравагантного мы не предлагаем: система безналичных расчетов на общественном транспорте давно уже обкатана в соседних областях. Она есть в Калуге, есть в Курске и других городах, — говорит И. С. Дынкович. — Но вот в Орле ее нет. Электронными билетами, как уверяют сами перевозчики, рассчитываются два процента пассажиров, хотя банковскими картами — посмотрите в магазинах — пользуются многие.
Фракция КПРФ предполагает сговор орловских перевозчиков, чтобы не устанавливать валидаторы. При этом они отлично понимают, что муниципальная власть согласно закону несет ответственность, если не обеспечит транспортное обслуживание населения. А перевозчику, если он не выйдет на маршрут, то есть нарушит контракт, грозит лишь копеечный штраф. И у власти фактически нет никаких рычагов воздействия, чтобы перехватить инициативу и продиктовать свои условия. Она оказывается крайней в этой ситуации. Заставить перевозчиков выполнить декабрьское постановление и установить считывающие устройства в Орле просто некому».
И. С. Дынкович считает, что горсовет должен, как минимум, проголосовать за продление срока установки валидаторов — например, до 1 апреля.
«Если мы сейчас пойдем на попятную и откажемся от безналичных расчетов, перевозчики — не исключаю — могут согласиться сохранить тариф на уровне прежних 17 рублей. На какое-то время, — говорит депутат. — Но важно добиться выполнения декабрьского постановления, раз уж не получается вовсе отказаться от повышения тарифов в этом году».
Вот и губернатор А. Е. Клычков, как цитируют его новостные сайты, настаивает: «Этим решением городские власти совершили шаг по наведению порядка в работе общественного пассажирского транспорта и учёта пассажиров. Сейчас невозможно посчитать количество перевезённых пассажиров, в том числе льготников. Если бы решение не было принято, мы бы дождались банкротства МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» и хаоса в общественных перевозках».
Андрей Грядунов.