Орловская искра № 20 (1241) от 4 июня 2021 года

«…Будем вынуждены вынести проблему за пределы области»

Залихорадило чуть ли не с начала года. Уже в январе, как рассказывают жители Мценского района, начались перебои в движении пассажирского транспорта на шести направлениях. Несколько тысяч селян оказались фактически отрезанными от Мценска, а горожане — от своих деревенских родственников и усадеб, без которых они так и не могут обойтись, несмотря на «городскую» заплату.

А иные и от места работы оказались отрезанными. У одного из учителей, например, даже возникли проблемы с руководством. Сам он живет в Мценске, а преподает в Шашкино. Но если автобус не ходит, до этого населенного пункта добраться можно только на такси, и то не запросто. Амчане говорят, что меньше, чем за 700 рублей таксист по той дороге не повезет. Понятно, что у сельского учителя таких лишних сумм в кошельке нет. А за невыход на работу, известное дело, по головке не гладят. Теперь учителю придётся в суде доказывать, что он не верблюд.

На Шашкино автобусы перестали ходить в марте. В мае своего «апофигея» достигла ситуация на других пяти направлениях. Как рассказывает первый секретарь Мценского райкома КПРФ Василий Голятин, автобусы либо вообще перестали ходить, либо ходил один из трех прежних.

Чувствуя нарастающее социальное напряжение, Мценский районный Совет народных депутатов поддержал инициативу депутатов В. С. Голятина и Л. Н Васиной и обратился к заместителю председателя правительства Орловской области по развитию инфраструктуры И. В. Тинькову с просьбой принять неотложные меры «для исправления ситуации». Так уж сложилось в нашем регионе, что вопросы транспортных пассажирских перевозок (даже если речь идет о сельских маршрутах) находятся в компетенции высокого областного начальства, а не местной администрации.

Кстати, она, эта самая местная районная власть, с января по март шесть раз обращалась в областной департамент ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства с просьбой «обязать перевозчиков исполнять заключенные контракты». И департамент в лице заместителя руководителя Г. Н. Шайкина оперативно отреагировал, то есть сообщил мценским властям, что перевозчику ИП Терешину направлено требование соблюдать расписание автобусных перевозок. И даже пальчиком погрозили из департамента, напомнив перевозчику «о возможном расторжении государственного контракта в одностороннем порядке…».

Погрозили пальчиком еще в феврале. А в марте было зафиксировано около 30 срывов автобусных рейсов на маршрутах Мценск-Мелынь, Мценск-Шашкино, Мценск-Бразино, Мценск-Сторожевое, после чего и родилось официальное обращение районных депутатов уже не в департамент транспорта, а заместителю председателя правительства.

Но, видимо, и ему не «хватило полномочий», чтобы разобраться с ИП Терешиным и либо заставить его выполнять свои контрактные обязательства, либо доверить перевозки другому предпринимателю. Кстати, закон это позволяет сделать в чрезвычайных ситуациях, даже не проводя конкурсных процедур по выбору нового перевозчика.

Но то ли Мценский район и вся Орловская область до того разорены, что кроме ИП Терешина других перевозчиков на злополучные направления днем с огнем не сыскать, то ли еще что мешает нашим областным властям красиво станцевать этот танец, но факт остаётся фактом: из Мценского района всё по тому же поводу направлено обращение уже к самому губернатору. Под этим письмом подписались уже не депутаты, а более 300 рассерженных жителей района, фактически отрезанных от цивилизации: «Мы… возмущены тем произволом и беззаконием, которые творятся с автобусными пассажирскими перевозками во Мценском районе.

В очередной раз в этом году после незначительной стабилизации ситуации (относительно январских, февральских и мартовских перебоев с перевозками пассажиров), начиная с 1 мая по настоящее время, пассажирские автобусные сообщения по таким ключевым направлениям как Мценск-Шашкино, Мценск-Спасское-Лутовиново, Мценск-Протасово, Мценск-Мелынь, Мценск-Брагино либо полностью прекращены, либо осуществляются со значительными нарушениями в расписании и количестве рейсов. Причем перебои или прекращения автобусных сообщений произошли практически по всем автодорожным направлениям Мценского района, где проживает подавляющее большинство жителей…»

И что примечательно, жители уже не просят областную власть, как местные депутаты: «Требуем, — пишут они, — всерьез заняться проблемой и восстановить в наикратчайшие сроки автобусные пассажирские перевозки по названным маршрутам. В случае если наши требования в очередной раз будут проигнорированы, мы будем вынуждены вынести проблему за пределы Орловской области, что в преддверии выборов крайне негативно скажется на репутации самой области и ее ответственных должностных лиц».

Последний раз такой накал страстей наш регион переживал разве что в связи с попыткой ликвидации нескольких сельских школ года два тому назад. Что же касается проблемы недобросовестных пассажирских перевозчиков, то, помнится, в Орле при прежнем губернаторе-коммунисте с одним таким ИП, не предоставившим автобусы для перевозки орловских дачников, без лишнего шума расторгли контракт, так что дачники даже не успели сильно рассердиться на власть. Значит можно, если захотеть.

Впрочем, в Орловской области, в отличие, скажем, от Белгородской, перевозчики давно и, можно сказать, последовательно помыкают властью. Недавнее очередное и скоропостижное повышение проезда в орловских маршрутках — еще одно тому доказательство. Какое такое магическое заклинание знают орловские перевозчики, что власть от него просто цепенеет в критические моменты, — ума не приложу! Но, видимо, что-то такое есть. Может быть, то самое, о чем сказал на недавно прошедшем в Орле форуме КПРФ депутат Государственной Думы А. Куринный? А говорил он о коррупции как одной из главных причин нашего «неразвития».

А попросту, по-деревенски коррупция ведь — это сговор: «Ты мне — я тебе». Помнится, об этом еще сатирическую комедию сняли во времена «развитого социализма». Хотя, казалось бы, чего проще — каждый выполняй свои обязанности: подрядчики — подрядные обязательства, заказчик, то есть власть — блюди интересы граждан, пассажиров в данном случае. Есть договор, где прописана ответственность сторон. И всё! Никакой коррупции! Но почему-то никак не получается у нас на Орловщине такое вот разделение труда. Почему?

Андрей Грядунов.

* * *

Комментирует сенатор Российской Федерации, первый секретарь Орловского обкома КПРФ В. Н. Иконников:

— Жители правильно возмущаются, ведь проблема есть, а её решения нет. Частные перевозчики по-прежнему не работают на ряде маршрутов, а ответственные за пассажирские перевозки чиновники Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области явно затянули разбор этих завалов. Заместитель председателя правительства области И. В. Тиньков заверил меня, что перевозки по проблемным направлениям в Мценском районе восстановят в ближайшие дни.

К слову, вся эта история выявила серьезные недостатки как в нормативно-правовой базе, связанной с перевозками людей, так и с управлением этими процессами. В правительстве области об этом не только знают, но и готовят их решение.

Лента новостей

Отчетность