Орловская искра № 28 (1297) от 29 июля 2022 года
Через тернии к лифту
Обычно капитальный ремонт для жильцов многоквартирных домов является долгожданным спасением, но, к сожалению, путь к обновлению общедомового имущества бывает тернист.
В этом году в 49 многоэтажных домах, расположенных в Орле, Мценске и Ливнах, должны заменить лифтовое оборудование по краткосрочной программе капитального ремонта. Попали в этот список и жильцы девятиэтажек, расположенных на ул. Матросова в г. Орле.
Свой срок — без малого 40 лет — вместо положенных 25 лифты, изготовленные со знаком качества в далеком 1983 году белорусскими мастерами в ПО «Могилёвлифтмаш», отработали.
Увидев в феврале на дверях подъездов объявления о предстоящем отключении подъемника, жители решили, что два месяца без коммунальной услуги как-нибудь обойдутся.
Время пролетело незаметно, указанный для ремонта срок закончился, лифты установили, однако в эксплуатацию они введены не были.
Тут народ и забеспокоился. Кто-то обрывал телефоны сотрудников Фонда капитального ремонта, но вразумительного ответа не получил, кто-то засел за изучение противоречивого российского законодательства, кто-то пытался связаться с губернатором во время прямой линии. Обратились жители и к своему депутату по 8 округу Андрею Фролову.
Люди терялись в догадках, выдвигая различные версии нарушения сроков сдачи лифтов в эксплуатацию. Предположение, что задержкой вступления в строй уже установленного оборудования могло стать разбирательство в ФАС, подтверждения не получило. Действительно, одна из фирм-участников аукциона ООО «Курс» подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу на НО «РФКР». Однако рассмотрение дела было прекращено «в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства».
Другая выдвинутая гипотеза допускала, что ООО «Трансэнерго», выигравшее торги, устанавливает лифты на 207 объектах (именно таким укрупненным был лот аукциона), поэтому, возможно, придется ждать, когда весь объем работ будет подрядчиком выполнен. По словам жителей, в НО «РФКР» им сообщили, что срок окончания договора на выполнение работ — 01.09.2022 г., что многих повергло в шок. То есть вместо двух месяцев придется в общей сложности мучиться полгода.
Особенно заволновались жильцы верхних этажей, ведь для пенсионеров каждый поход в магазин заканчивается долгим и трудным восхождением.
К трудностям жители приспосабливались как могли.
Например, в одном из подъездов на всех верхних этажах установили импровизированные места для отдыха — табуреты, скамейки и даже подобие пеньков. Но инвалиды, не в силах преодолеть как подъем, так и спуск, оказались на несколько месяцев вообще оторваны от внешнего мира.
Хотя, если мы заглянем в договор, то увидим, что подрядчик был обязан обеспечить передвижение маломобильным группам граждан путем установки временных пандусов, что, впрочем, полностью проблему не решает.
Вопрос запуска лифтов оказался на контроле у губернатора, однако это уже не первый раз, когда главе исполнительной власти области приходится вмешиваться. Тремя годами ранее на одном из заседаний правительства сотрудник Фонда капремонта заметила, что для жильцов изначально объявляются более короткие сроки установки и ремонта лифтового оборудования, чем требуется на самом деле.
Но в таком случае, если сроки ремонта сдвигаются, кто мешает тем же работникам НО «ФКР» организовать размещение соответствующего объявления и информировать жителей о причинах задержки?
Несколько слов о самом объявлении. Согласно договору подрядчик был обязан разместить на объекте за свой счет информацию с указанием видов и сроков выполнения работ, наименований заказчика и подрядчика, а также организации, осуществляющей строительный контроль, их контактных телефонов, а затем направить в адрес заказчика (Фонд капремонта) по электронной почте фотографию, подтверждающую факт размещения информационной таблички. При этом ее размер должен быть не менее 60х60 см.
В действительности на информационном щите, расположенном на двери подъезда, висел небольшой листок бумаги формата А5, который отнюдь не содержал исчерпывающей информации.
Для прояснения ситуации депутатом от фракции КПРФ Орловского облсовета Андреем Фроловым был направлен депутатский запрос в Правительство области с просьбой прокомментировать причины задержки ввода лифтового оборудования.
Ответ из Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области пришел с некоторым опозданием и объяснял, что появившаяся проблема вызвана необходимостью поиска другого поставщика: «Причина значительного увеличения сроков ремонта лифтового оборудования связана с возникшими у подрядной организации непредвиденными обстоятельствами. Подрядной организации потребовалось осуществить корректировку документации и поиск новых поставщиков систем автоматики и диспетчеризации на аналоги российского производства. Таким образом, указанное оборудование в Орловскую область поступило только 20 мая 2022 года вместо ранее обозначенных сроков в марте месяце… В настоящий момент лифты запущены.»
Что ж, как говорится, все хорошо, что хорошо кончается.
Чтобы узнать, какие сегодня существуют сложности в стране с заменой лифтового оборудования, обратимся сначала к статистическим данным. В России к 2025 году необходимо заменить более 100 тысяч лифтов — все лифтовое оборудование должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». На конец прошлого года доля импорта лифтов в России составила около 30%, из них 15% приходится на Республику Беларусь. При этом следует учесть, что часть продукции, выпускаемой отечественными производителями, содержит импортные комплектующие. В то же время отмечается спад производства лифтов за 5 месяцев текущего года на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также произошло снижение количества лифтов, введенных в эксплуатацию.
Курс на импортозамещение в производстве лифтов был взят в 2014 году, однако проблема состоит в том, что российские заводы не выпускают микроэлектронику, необходимую для станций управления лифтовыми механизмами, а без этого «вертикальный транспорт» работать не будет.
Основными поставщиками чипов в нашу страну являются китайские заводы, которые производят свою продукцию, используя американские технологии, поэтому пока неизвестно, как санкции отразятся на поставках микросхем в Россию. В связи со снижением темпов замены лифтового оборудования в жилых домах есть высокая вероятность продления срока эксплуатации старых подъемников еще на 5 лет.
Выйти из кризисной ситуации, с одной стороны, призван помочь «параллельный импорт», что неизбежно приведет к изменениям в цепочках логистики и увеличению сроков поставок, с другой — необходимо срочно наладить производство электроники и ряда комплектующих на российских предприятиях.
Но, несмотря на имеющиеся российские технологии и разработки, по мнению экспертов, для полного перехода на выпуск только отечественной продукции нужны годы.
Елена Боровская.
Член Орловского городского
Совета сторонников КПРФ.