Лента новостей, май 2020
Дистанционный кукиш
Совсем недавно российское издание «Известия» сообщило, что россияне вдруг перестали платить за коммуналку. Коммунальщики жалуются, что увеличился рост неплатежей, при этом предрекают скорый кризис этой отрасли. И правительство, и коммунальные службы — словно с дуба рухнули: о каких платежах может идти речь, если у четверти населения денег нет, а у кого они еще имеются — нет возможности произвести оплату. И отмена штрафов в данном случае не является основной причиной. Напомню, что 6 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому штрафы и пени за неуплату услуг жилищно-коммунального хозяйства не будут начисляться до конца текущего года.
Начнем с того, что после объявления режима самоизоляции на несколько дней закрылись отделения банков, почты, людей силой заставляют сидеть дома, хорошенько напугав, а оплатить счета, с помощью Интернета невозможно по причине отсутствия технической возможности.
Согласно исследованиям, проведенным в 2016 году, не имели подключения к сети Интернет примерно 40% домохозяйств Орловской области. Но если вы имеете возможность выйти во всемирную паутину, не спешите радоваться, поскольку предлагаемые для оплаты электронные сервисы все равно не работают. Это напоминает эксперимент с дистанционным обучением в школах, который за один день с треском провалился во всех регионах.
Управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла проинформировало орловцев о способах оплаты коммунальных платежей через Интернет, то же самое сделали и некоторые поставщики ресурсов.
«Этот способ в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки позволит избежать массового скопления людей, особенно пенсионного возраста, в отделениях почты и банков», — отметили в городской администрации.
Хотелось бы задать вопрос чиновникам, а вы сами-то смогли опробовать такой вариант, прежде чем настоятельно рекомендовать его другим?
Проверим теоретические установки эмпирическим путем.
Начнем с Орловской генерации «Квадра», которая предлагает совершить на своем сайте оплату онлайн. Только при этом есть одна неувязочка: после нажатия клавиши «оплатить» система возвращает пользователя на шаг назад, не выдавая никакого результата даже с трёх попыток (успешно оплачено или отклонено). Удалось без проблем лишь передать показания счетчиков.
Идем дальше в «Орловский энергосбыт». Здесь попытка оплатить услугу за электроснабжение успешно провалилась еще на этапе регистрации в личном кабинете. Система пообещала отправить на электронную почту письмо со ссылкой для подтверждения электронного адреса и на этом все закончилось. После двухнедельного ожидания начинаешь понимать, что ждать письма, вероятно, нужно до пятого пришествия очередного коронавируса. Получается, всё, что пишут в квитанциях, на сайтах, в СМИ ресурсосберегающие компании, является обычным фейком?
Дальнейшие попытки заплатить по счетам также не привели к удачному завершению. Так, телебанк без объяснения причин заблокировал операцию. Сайт госуслуг вообще не нашел искомого лицевого счета, поэтому оплатить услугу в один клик уже никак не получится.
Есть еще сторонние сайты с платежными системами, но зарегистрированы они за пределами нашего региона, и не факт, что оплата пройдет благополучно. Кроме того, еще надо найти принтер, где распечатать счета.
Но это не единственная проблема оплаты.
Несмотря на введенный карантин, своевременную оплату за коммуналку никто не отменял. Министры-капиталисты позаботились о тех, кто не может оплачивать счета через Интернет следующим образом: «Если человек или семья по каким-то причинам испытывают сложности с дистанционной оплатой жилищно-коммунальных услуг, рекомендуется не копить задолженность, а обратиться к исполнителю коммунальных услуг и заключить соглашение о рассрочке платежа».
При этом оплатить многие платежные документы без комиссии уже невозможно. Между тем в стране не введен режим ЧС, но все поставщики коммунальных услуг дружно «самоликвидировались», закрыв свои офисы, однако не забыв при этом разбросать счета по почтовым ящикам потребителей. Все это сделано ради заботы о здоровье жителей. При этом и управляющие компании, и ресурсоснабжающие организации дружно посылают добросовестных граждан в банк или на почту: если люди подхватят вирус, то пусть они это сделают в другом месте.
Обычно в платежные дни (20-25 числа каждого месяца) в каждом почтовом отделении наблюдается столпотворение, но с учетом эпидрежима народ начал осаждать пункты оплаты уже со средины месяца. В основном это пожилые люди, а в толпе можно не только новую болезнь подхватить, но и элементарно простыть.
К этому следует добавить, что ряд изолировавшихся от людей компаний напрямую нарушает и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», т. к. согласно п. 1 ст. 16.1 вышеупомянутого закона продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Иными словами, все поставщики услуг обязаны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий. В том случае, если покупателю неизвестен способ оплаты без комиссии, поставщик обязан предоставить информацию о нем потребителю (часть 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей»).
А теперь посмотрим, что происходит на практике. Муниципальное предприятие МУП ЖРЭП (З) вводит временное ограничение приема граждан, но тут же в платежном документе указывает, что без комиссии его услуги можно оплатить только в кассах управляющей компании, в которую вход закрыт.
Оплата через банковские терминалы также трудна и терниста. Если у вас карта другого банка, то по такой карте Сбербанк предложит оплатить только мобильную связь, а при оплате наличкой потребует 20 рублей комиссии и перечисление сдачи на счет мобильного телефона, что тоже не является выходом из положения.
Известно, что другое муниципальное предприятие города МУП «Водоканал» без комиссии принимает платежи только в своем офисе, а теперь же посылает всех на Почту России.
В кассах «Орловского энергосбыта» можно было без комиссии оплатить услуги за горячее водоснабжение, отопление, вывоз мусора, содержание лифтов и кодовых дверей. Теперь же данная компания предлагает производить оплату дистанционно, если же такая возможность у человека отсутствует, то рекомендовано обратиться к родственникам, имеющим не только выход в Интернет, но и электронный кошелек или банковскую карту, т. е. обладающим и дополнительными материальными ресурсами.
Надо сказать, что и дистанционная оплата в большинстве случаев производится с комиссией. Например, платежная система «Яндекс-деньги» берет за перевод не менее 30 рублей. Таким образом, при оплате 7-8 счетов можно потерять 210-240 рублей за один месяц. В примере с «Водоканалом»: если услуга по водоснабжению составляет 60 рублей, то в этом случае комиссия за перевод составит 50%.
Те же «Известия» приводят мнение исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елены Довлатовой, которая считает, что отрасль оказалась в затруднительной ситуации по двум причинам. Во-первых, предприятия не получили никаких мер поддержки со стороны властей, во-вторых, жители многих регионов восприняли отмену штрафов и пеней за неоплату услуг ЖКХ как разрешение не платить вовсе. «К огромному сожалению, платежи водоканалов провалились до 50%, а в некоторых регионах до 70%». Только к этому нужно добавить и третью причину: двери «Водоканала» в г. Орле для посетителей прочно заперты. Сами же коммунальщики свои кассы и закрыли, перекрыв себе же поступления финансов.
Поэтому многим жителям Орла не остается ничего другого, как отправиться на почту или в Сбербанк и потолкаться в очереди. Что-то в толпе не заметно заботливых депутатов-единороссов, участливых волонтеров из «Народного фронта» и прочих добровольцев.
Собственно, не только в Орле с оплатой коммунальных платежей имеются проблемы. Так, например, в городе-миллионнике Казани выстроились огромные очереди в Единые расчетные центры, которые открылись после долгого перерыва.
14 апреля 2020 года Госдума рассмотрела только в первом чтении законопроект, внесенный еще 20 февраля, — «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги», далее депутаты будут работать над поправками до 13 мая. Свою оценку оплаты услуг ЖКХ населением дал первый заместитель председателя комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский: «В 2018 году предприятия сферы ЖКХ выставили россиянам счета на суму 2,63 трлн. рублей. Комиссия даже в один процент от этой суммы — 26 млрд. А ведь один процент — это средняя комиссия, у крупных банков она иногда доходит до 3%. Выбора платить или нет, у населения не существует».
Ольга Артемьева.