Орловская искра № 14 от 12 апреля 2019 года
Электронная регистратура — не панацея
Не так давно большой общественный резонанс вызвало сообщение областного депутата М. Вдовина о посещении поликлиники областной клинической больницы, которое он опубликовал на своем сайте. А в начале марта в соцсетях появились снимки очередей в городской больнице им. С. Боткина. И вот проблемы орловской медицины, включая очереди в городских поликлиниках, стали предметом обсуждения на очередном заседании комитета по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями Орловского областного Совета.
Вместе с главным врачом лечебного учреждения ответ держал руководитель областного департамента здравоохранения И. Залогин. Он достаточно бодро отрапортовал о том, какое оборудование и на какую сумму было закуплено в лечебные учреждения. Но вот на проблему с медицинскими кадрами представил свою, достаточно неординарную, точку зрения, которая сразу вызвала ёрничание комментаторов в интернете — «близость столицы негативно сказывается на кадровом составе орловских медучреждений».
Здесь надо сказать, что кадровый голод — это системная проблема, которую испытывают все без исключения регионы России. Следуя логике Залогина, в Белгородской области, например, учитывая её местоположение и удаленность от Москвы, количество вакансий для врачебного медперсонала должно быть меньше в два раза, однако ничего подобного — число свободных врачебных ставок будет поболее, чем в Орловской области — 537 против 510.
Также интересны и приведенные им данные Орелстата: в 2018 году средняя заработная плата врачей в Орловской области побила все рекорды и составила 47,226 тыс. рублей; зарплата младшего медицинского персонала или санитаров составила 24,176 тыс. руб. и внезапно обогнала заработную плату средних медицинских работников (медсестер и фельдшеров) — 24,028 тыс. руб. Вот вам и престиж профессии — получается, что знания в наше время обесценились полностью. Смысла нет сидеть за студенческой скамьей 3—4 года, всё равно никто по заслугам не оценит. Очевидно, это последствия так называемой новой оплаты труда, введенной в 2008 году и позволяющей уравнять оплату труда специалистов и неквалифицированных работников.
Видят ли медики такую зарплату, еще тот вопрос. Например, в Орловской городской поликлинике № 2 не стали гневить вышестоящее руководство и, чтоб не возникало лишних вопросов, на своем сайте написали очень просто и доходчиво, что заработная плата выплачивается «в соответствии с майскими Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года». Честнее оказалась администрация поликлиники № 1 г. Орла — на их сайте указан твердый оклад, для врачей он равен 12100 рублей. Если посчастливится и появится экономия, то можно дополнительно рассчитывать на стимулирующую надбавку. Средним медработникам повезло меньше. Так, базовая ставка рентгенолаборанта оказалась ниже минимальной оплаты труда — 8800 рублей, да ещё этот специалист может рассчитывать на 4-процентную добавку за вредность вкупе с надбавкой за ту же экономию.
То, что заявленная статистикой зарплата часто не совпадает с реальной — факт, который скрывается семь лет. Полтора года назад мы проводили пикет в пос. Залегощь, возле местной поликлиники. Удалось пообщаться и с главным врачом. Так вот, вопрос, заданный главному врачу о заработной плате медицинским работникам, повис в воздухе. Единственно, на что он смог ответить — зарплата у большинства сотрудников до средней по региону не дотягивает, хотя и работают они, совмещая ставки. Получается, что вопрос о зарплате — больной для нашей медицины. Собственно, любому здравомыслящему человеку еще в 2012 году было ясно, что «майские указы» носят исключительно декларативный характер. Предусматривалось, что денежные выплаты для работников бюджетной сферы будут взяты из бюджетов регионов, а в большинстве субъектов денег нет.
Решение проблемы с очередями в поликлиниках руководители здравоохранения видят прежде всего в осуществлении записи на прием к врачу с помощью портала госуслуг, а также в достижении минимального отклонения времени начала приема от запланированного, т. е. они сами признают наличие «живой очереди», несмотря на указанное в талоне время.
Сегодня проект «Электронная регистратура» И. Залогиным подается как панацея. Однако руководители департамента здравоохранения не учитывают, что подавляющее большинство пациентов клиник — люди преклонного возраста, многие одиноки, навыков работы на компьютере не имеют, да и сам интернет — услуга не из дешевых.
Могут возразить, что в Орловской области множество организаций уже «засветилось» в создании компьютерных курсов для людей «золотого возраста», среди них «Союз пенсионеров России», отделение ПФР, политическая партия «Единая Россия» и др. Однако нужен ли самим пенсионерам компьютерный ликбез, показывает одно обращение орловчанки в приемную президента, которое она направила осенью прошлого года и копия которого была распространена среди депутатов облсовета.
Заявительница указывает, что уже дважды училась на подобных курсах, но уже ничего не помнит, да и компьютера у неё дома нет. Вывод она делает такой: бюджетные деньги на обучение потрачены впустую, лучше бы вместо курсов выделили санаторную путевку в Крым.
Инертность жителей подтверждает и орловская статистика. Так, по исследованиям 2016 года домашний компьютер имели 61,8 % домохозяйств, из них 21,6% семей состояли только из пенсионеров. Не имели доступа к сети интернет 39,8% домохозяйств, из них состоящих только из пенсионеров — 75%, в том числе более 73% респондентов указали, что в этом нет необходимости.
Хотя во внедрении «Электронной регистратуры» ничего плохого нет, но ждать быстрого снятия проблем с её помощью — не приходится. Нужно ведь не только ликвидировать очереди, закупать новое медицинское оборудование, но и создавать комфортные условия для работы медперсонала и обслуживания пациентов. Сейчас в городской поликлинике № 2 привычное расписание заменили на несколько электронных табло, а вот на лестнице, ведущей на второй этаж, выщербленные ступени остались.
Думаю, что с появлением электронного медобслуживания нас еще много ждет открытий чудных, например, к счастью для наших медиков, получить сведения об оказании медицинской помощи в ЛПУ на портале госуслуг пока невозможно. В других, «электронно-продвинутых» регионах уже вскрылись факты тотальных приписок в медучреждениях, когда услуги якобы оказывались людям, не посещавшим врачей годами.
Проблема очередей — это прежде всего неумелая работа администрации медучреждения. Например, в некоторых поликлиниках, чтобы уменьшить утренний «наплыв» посетителей, пошли по пути разделения потока пациентов. Теперь те, кому необходима помощь узкого специалиста, могут записаться на прием за неделю, посетив регистратуру в послеобеденное время.
Участие молодых специалистов в программе «Земский доктор», призванной решить кадровый голод на селе, тоже оптимизма не вызывает, специалистам нужен не только миллион на обустройство, но и благоустроенное жилье, хорошая инфраструктура в поселке, а главное — тем, кто поедет в глубинку, нужен опыт. В сложных случаях, когда диагностика затруднена, принято обращаться к более опытным коллегам, а в сельской больнице узкий специалист один на весь район, и если он недостаточно компетентен, то тут вероятность неправильной постановки диагноза и неэффективного лечения возрастает.
Еще на комитете депутаты озвучили жалобы пациентов. Почему люди не обращаются непосредственно к главному врачу или в департамент здравоохранения, почему они свои откровения выкладывают в сеть? А потому, что они уже больше не верят чиновникам: получив один раз отписку, заявители выбирают самый доступный, быстрый и главное — эффективный способ воздействия на исполнительную власть. Интернет позволяет озвучить проблему, вывести её с помощью СМИ на более высокий уровень обсуждения и по возможности решить. Ведь мы не сможем найти решение задачи, если станем её замалчивать.
Анализ отзывов на качество медобслуживания в сети интернет показывает, что возмущение пациентов также вызывает несоблюдение норм этики медицинским и обслуживающим персоналом.
Если театр начинается с вешалки, то поликлиника начинается с регистратуры. Жители годами жалуются на плохую работу регистратур всех поликлиник города: отсутствует возможность по телефону вызвать врача на дом, некомпетентность сотрудниц, медлительность в обслуживании, потерю амбулаторных карт пациентов, иногда — хамство и грубость.
Общеизвестно, что нарушение деонтологических принципов общения с пациентом может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний, обусловленных неосторожными высказываниями или поступками медперсонала. Большое значение в медицинской практике имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта. Общепринято при ведении приема пациентов обращаться по имени и отчеству, что не является обременительным для вежливого человека.
В древнеиндийской медицине врач говорил своим ученикам: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение». Современным специалистам также не стоит забывать изречения древних мудрецов, которые и в наши дни не потеряли своей актуальности.
Сегодня почти в каждой клинике есть ставка психолога или психотерапевта и при приеме сотрудников на работу совсем не сложно провести небольшой инструктаж, а затем в процессе работы организовать обучающие семинары по этике и деонтологии.
В этом плане можно обратиться к опыту столицы, где на специальных курсах врачам и медсестрам объясняют, как мотивировать пациентов к лечению, как избежать всплеска негативной реакции с их стороны, как самим не выгореть профессионально.
И это не случайно. На круглом столе, посвященном проблеме сохранения здоровья медицинских кадров и организованном профсоюзом медработников, в своем докладе председатель комитета по здравоохранению областного Совета А. Крючков затронул эту серьезную тему. По его словам четверть медицинских работников рано уходит из профессии, что связано с психо-эмоциональной усталостью — профессиональным выгоранием. Анатолий Николаевич, проработавший более 40 лет в области медицины, озвучил следующие цифры: после 15 лет интенсивной работы усталость или синдром выгорания наблюдается у 80% персонала. Поэтому та нагрузка, которую сейчас испытывают медики, работая на 2—3 ставки, чтобы получить «среднюю» зарплату, находится за гранью разумного.
Хотелось бы напомнить чиновникам, принимающим важные решения в системе здравоохранения Орловской области, что депутаты, критикуя их работу, указывая на существенные недостатки, стремятся прежде всего не только определить проблему, но и помочь в её решении.
Елена Боровская,
помощник депутата
Орловского облсовета.