Орловская искра № 10 от 15 марта 2019 года

Ещё глубже лезть в долговую яму?

Финансирование нацпроектов явочным порядком всё больше перекладывается на бюджеты регионов и становится для них практически непосильным бременем. О том, как это происходит, подробно рассказал в своём выступлении на пленарном заседании Совета Федерации 13 марта 2019 года сенатор от Орловской области В. Иконников.

Дело в том, что распоряжением правительства РФ от 01.12.2018 г. № 2648-р утверждены предельные уровни софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникших у них при реализации нацпроектов. Доля регионов установлена для каждого отдельно и колеблется в основном от 1% до 5%. Но это на бумаге, а в реальности всё по-другому.

К примеру, на исполнение регионального сегмента федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» уровень софинансирования субъектов достигает от 8% в Тамбовской, Брянской и Ивановской до 19% в Курской, Орловской, Липецкой областях! И такая ситуация не только в ЦФО.

За счет чего же увеличиваются траты регионов? К примеру, Росстат фиксирует среднюю рыночную цену, сложившуюся в 4 квартале 2018 года на жилье в Орловской области, в размере 37714 руб. за кв. м. А в федеральном проекте для Орловской области на 2019 год Минстрой занижает цену приобретаемого на рынке жилья до 30462 руб./кв. м, то есть на 7252 руб. Разница между сложившейся на рынке в конце 2018 года и заложенной в нацпроекте на 2019 год ценами составляет 19%. И её придется компенсировать региону. Заметьте, не 1%, как записано для Орловской области в распоряжении правительства, а 19%, которые не предусмотрены в расходах региона.

К этому прибавляются и другие незапланированные затраты. Например, площадь многих намеченных к расселению помещений составляет 15—20 кв. м, а сегодня квартиры менее 35 кв. м никто не строит. И местные влас­ти вынуждены покупать жилье с большей площадью для расселения людей. Суммируя затраты области на переселение из аварийного жилья, мы получаем её реальную долю в софинансировании национального проекта — более 30%.

Такая ситуация сегодня складывается практически во всех регионах. И это очень серьезно. Минстрой работает по старинке. Прежняя методика, действующая с 2005 года, должна быть пересмотрена. Федеральный центр обязан сбалансировать региональные бюджеты до инвестиционного уровня, а расходы на нацпроекты надо просчитывать в объёмах, которые не затрагивали бы средства на исполнение собственных расходных обязательств регионов. В противном случае они будут вынуждены ещё глубже лезть в долговую яму, как мы это наблюдали после 2012 года.

Председатель Совета Федерации В. Матвиенко так прокомментировала выступление В. Иконникова: «На следующее заседание палаты на «правительственный час» мы пригласим Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимира Владимировича Якушева. И эта проблема будет подниматься в ходе выступления министра — тема актуальная и острая для регионов».

В конце сессии сенаторы проголосовали за приглашение на следующее пленарное заседание Совета Федерации министра В. Якушева.

Подготовил
Юрий Лебёдкин.