Орловская искра № 36 (1355) от 29 сентября 2023 года
«…Есть и устрицы, но нет нормальной власти»
Очередная «стратегия развития Дальнего Востока» принимается только для того, чтобы не отчитываться о выполнении предыдущей. Реальный хозяин региона — дикий капитализм. Государство не вмешивается.
— В эфире «Свободная пресса». Предмет сегодняшнего разговора — Восточно-экономический форум, хотя, может быть, и не только он. Гость студии — профессиональный дипломат, политик, общественный деятель, доктор исторических наук Николай Платошкин. Восточно-экономический форум — это же не только про развитие и перспективы федеральной окраины, но и про обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Приморье, в Хабаровском крае. Чувствуется напряжение в отношениях между Китаем и США?
— Я не по форумам езжу, мы с депутатом Глазковым ездим, в основном, по населенным пунктам, в том числе заброшенным. Недавно были на Сахалине и Курилах, буквально перед этим форумом. Я так могу сказать: в этих населенных пунктах геополитика — 50-й вопрос, больше интересуются ценами на бензин и дизель.
Правительство со вчерашнего дня запретило экспорт бензина и дизеля за границу. Ждем, что цены упадут. Но за месяц кто-то успел очень хорошо навариться. Понимаете, на Курилах, на дизеле работает всё — отопление, освещение. При этом стоят брошенные ветряные мельницы, потому что оборудование эстонское… То есть Эстония научилась ветряки делать, а у нас мозгов не хватает. Причем ветра на Курилах дуют постоянно, там можно вообще от дизеля отказаться…
Какой, нафиг, Китай? Мы с Кунашира три дня не могли улететь! А можно и пять дней не улетать. Я спрашиваю — а в чем проблема? Кто-то говорит — аэронавигационного оборудования в аэропорту не хватает; кто-то — аэропорт не там построен; кто-то — что пилоты «Авроры» — дочки «Аэрофлота» недостаточно квалифицированы.
Это пока все о геополитике рассуждают… На Кунашире прекрасный рыбоперерабатывающий завод. Все чистенько, даже рыбой не пахнет. Производство безотходное, хвосты и головы перерабатываются в тук — рыбную муку, которая очень хороша и в качестве корма, и в качестве удобрения. Оборудование таиландское… Если бы мне кто-то в советское время сказал, что в Таиланде есть какое-то оборудование, я бы сильно удивился. Нет, оно таиландское, а самое главное — вся продукция идет в Китай. Причем все это — территория так называемого опережающего развития, то есть почти безналоговый статус. А стране-то что с этого? Мы в каком качестве там присутствуем? В качестве простого куска земли, на котором стоит завод?
Между Курильскими островами почти ничего не ходит. Чтобы добраться с острова на остров, вы должны полететь обратно на Сахалин. Понимаете? В советское время всё летало — острова рядом друг с другом, их видно!
Дальний Восток… Какой он Дальний? Это 40 % территории России, почти половина страны! А живет там меньше 8 миллионов человек, примерно 5%. В 2019 году Дальневосточный округ увеличили за счет Забайкалья и Бурятии и тем самым как бы справились с оттоком населения. Так можно и Новую Москву присоединить, округ вообще на первое место выйдет.
Сравним Советскую власть с нынешним капитализмом. К моменту Октябрьской революции на Дальнем Востоке жило 900 тысяч — в основном, по Транссибу. К войне, к 1941 году, население выросло в три раза. В три!
Сахалинская область. Чего там только нет! Нефть, газ, есть даже озеро с устрицами, где ставят пластмассовые столики, берут из озера устрицы и шампанским их запивают. Есть горнолыжные курорты. Бюджетная наполняемость Сахалина была больше, чем в моей родной Рязани раза в четыре. А сейчас ухитрились сделать бюджет этого региона дефицитным. Народу осталось полмиллиона, а в советское время жил почти миллион. Был судоремонтный завод. Где он? Зато регулярно отходят танкеры с сжиженным природным газом в направлении Китая, Южной Кореи и, по-моему, до сих пор, Японии. Что с этого имеет население Сахалина? Можно трындеть о разных достижениях, но главное в любой стране — это увеличение продолжительности жизни человека и рост численности населения. В этом всё концентрируется, вся социальная политика. Если всё хорошо, то и семьи создаются, и женщины охотно рожают. Почему так было в СССР? Потому что была уверенность в завтрашнем дне: работа есть, школа бесплатная, медицина бесплатная. Квартиры просто так давали — приезжай и бери ключи! На Сахалине было именно так — приезжай и бери!
А сейчас, с 2017 года, нам предлагают взять Дальневосточный гектар… Населению предложили 225 миллионов таких гектаров, причем, всем, не обязательно жителям Дальнего Востока. Я вам докладываю: из 225 миллионов гектаров взято 73 тысячи… Почему? Потому что не подводят коммуникации, не строят дороги. Это вы сами как-нибудь…
У меня знакомый в Хабаровском крае, говорит: «Хочешь, покажу тебе свой Дальневосточный гектар?». Ну, давай. Пошли в лес. Идем. Идем. Идем. Я спрашиваю: «Гектар-то где?» Так мы, отвечает, по нему идем. «А зачем он тебе такой нужен?» Смеется: «Смотри, я кедрик посадил». Фермерством можно заниматься только на юге Амурской области, в Еврейской автономии на юге Хабаровского края, в Приморье, ну и на юге Сахалина тоже. А зачем вам гектар, например, в Магаданской области? Золотишко намыть? Так оно все равно не ваше по закону. Вот и всё. Заводы закрываются, а нам ничего, кроме гектара в тайге, предложить не могут.
…Нас рыбоинспекторы к себе в гости позвали, не скажу, в каком регионе. Говорят — сделайте что-нибудь, все законы работают только на крупный бизнес! Как это происходит: у государства берут рыболовные участки, платят какую-то ерунду, и горбуша обходится в таком месте, условно, по три рубля за кило. Затем крупный бизнес эти участки перепродает, и горбуша уже будет стоить, как вы понимаете, не три рубля. При этом штат рыбоинспекторов уменьшился с советского времени в два раза, а зарплату им не индексировали с 2010 года. Так чего удивляться, что местные рвут оттуда когти?
После советского времени было три стратегии развития Дальнего Востока, ни одна из них не выполнена. Когда срок исполнения подходит, придумывается новая стратегия, чтобы не отчитываться по старой. Вся стратегия сводится к вывозу сырья.
Байкало-Амурскую магистраль, параллель Транссибу, строили в советское время для чего? Для освоения районов. На БАМе должны были появиться 25 промышленных узлов. То есть не просто дорогу прокладывали. Комплексное развитие территорий: здесь — угольный район, здесь лесопереработка, здесь еще что-то.
В СССР, в Мингеологии работало 600 тысяч человек, поэтому вся страна была исследована, условно говоря, до квадратного сантиметра. Ничего нового с тех пор не открыто. Почему в Союзе не разрабатывался шельф на Сахалине? Да потому что шельфовая добыча на 40 процентов дороже, чем на суше. Зачем было тратиться, если СССР больше нефти перерабатывал, чем продавал за границу? А сейчас мы гоним все на экспорт, и не стало хватать самим. В Сибири — дефицит бензина и дизеля. В стране, занимающей вместе с Саудовской Аравией первое место в мире по добыче нефти!
В Сибири всего два нефтеперерабатывающих завода. Если один встает на ремонт, а ремонтироваться время от времени надо, это регламентом предписывается, то как решалась эта проблема в СССР? Всё привозили с других заводов. А сейчас? У вас, алтайских аграриев, нет дизеля? Ну и что? Да мы лучше в Китай его продадим или в Казахстан, там дороже.
Мы правительству месяц орали — прекратите экспорт, временно, чтобы цену сбить. А в ответ слышали ту же песню: да это же «совок», это регулирование.., да здравствует свободный рынок! И цена не просто выросла — горючее банально пропало. Уборочная, сев озимых, а на заправках ни фига нет! Я сам в деревне вырос: ну нельзя же озимые в декабре сеять, дожидаясь, когда цены на горючку упадут! Но сидящие в Москве люди, мне кажется, считают, что батоны на деревьях растут.
— Про Приморье, Хабаровск, Камчатку часто говорят как про направление туризма. Насколько это серьезно?
— Курилы — это райское место. Почему не развивать круизное судоходство? По Антильским островам вы же можете прокатиться. Это Карибское море, если кто не знает. А на Курилах ходит какая-то одна компания, забыл как называется. От полумиллиона — билет… Так ведь еще долететь нужно. Всё дорого и упирается в энергоносители. Это при том, что в регионе есть и нефть, и газ, и ветровая энергия. Есть даже геотермальная станция на Кунашире, но почти не работает.
— На Камчатке есть приливная станция. И на Кольском полуострове тоже. Естественно, все это было в советское время.
— Вы живете при капитализме! Тому, кто поставляет по спекулятивной цене дизель на острова, нужны ваши приливные станции? Или ветровые? Он будет делать всё, чтобы ничего не развивать, чтобы продолжать стричь с населения, а значит и с бюджета. Больница же не может быть без света, правда? Ее отапливают дизелем. А дизель оплачивается из бюджета — нашего с вами в том числе. И всё это по безумным ценам оседает в карманах у спекулянтов.
…Из Южно-Сахалинска на Курилы вы можете долететь только на канадском самолете «Бомбардир». Предположим, запчасти пока есть. А если их не будет? В советское время летали «кукурузниками» и чешскими «Элками». Чешских еще чуть-чуть осталось, но тоже скоро не будет, потому что Чешская республика занимает по отношению к России враждебную позицию. А «кукурузник» «Aн-2» мы гордо перестали производить с 1992 года, потому что «совок». А китайцы и сейчас производят. Тогда у нас взяли тот же «кукурузник», покрасили по-другому (чтобы не «совок»!) и оснастили американским двигателем, снятым с производства в 1972 году. До санкций американцы обещали продать нам на него лицензию, а теперь — нет. В результате вся эта авиационная программа — ку-ку…
Прежде чем хаять всё советское, сделай лучше! А сейчас мы выпускаем «КамАЗ» с кабиной 1976 года, потому что за 30 лет капитализма свою кабину сделать не сподобились. Кабину! Я не говорю про что-то феноменально. «Мерседес» после санкций отказался в Россию эти кабины поставлять, вернулись в 1976 год, поскольку ничего другого нет.
Самолеты «Як-40», я вам докладываю, у Советского Союза ФРГ покупала. Не ГДР, а ФРГ. И прежде чем купить, у них целый год проходили предполетные испытания — в дождь, ночью. Самолет оказался неубиваемым, прекрасным. И они его купили. И после этого мне рассказывают, что в СССР одни галоши производили? Западная Германия для своей полиции закупала вертолеты Камова. Мы микроскопы в Германию продавали, трактора и станки, холодильники «Минск»! А сейчас для Китая туковую муку производим на таиландском оборудовании. Я смотрю — люди какие-то странные на заводе, на киргизов и таджиков не похожи. Оказывается, малазийцы, таиландцы и индонезийцы — оборудование свое обслуживают. Дожили…
Что сложного в этом оборудовании? В СССР плавбазы в море разделывали рыбу до консервов — гигантские плавучие заводы. Консервы делали даже из речных рыб, то есть были и речные рыбозаводы.
— Дальневосточный гектар как стимул не сработал. Чем можно привлечь людей? Не по комсомольским же путевкам их на Дальний Восток отправлять.
— Именно по комсомольским, но для этого Советская власть опять нужна. СССР работал по программе, единой для всей страны. Директору завода не нужно было ломать голову, куда продать продукцию, этим занимался Госплан, а завод просто выпускал товары в нужном количестве и в срок. Что сейчас? Взяли вы гектар. Дальше что? Что вы будете с этим гектаром делать? А давай-ка я на нем рыбу буду разводить! Затем почитал закон о рыболовстве, почесал в затылке и — да пошло оно всё…
Туризм? Но для него нужен хотя бы минимальный сервис. Вы видели свалку в районе города Корсакова на южном Сахалине? На ней уже скоро горнолыжный курорт можно будет открывать. Такую же свалку, но поменьше, мы видели на Шикотане. Местные против туризма. Говорят — а куда мы мусор будем девать? И их можно понять. В Южнокурильске, это столица Кунашира, нет очистных, всё просто стекает…
А вот еще песня. Камчатка в советское время обеспечивала свежими овощами не только себя, но и сопредельные регионы, это понятно — из земли горячие источники бьют. На Кунашире медведь упал в такой источник и сварился. Тепличный городок термальными водами отапливался, и эта же вода шла на полив. В январе приезжаем на Камчатку. Помидоры — 900 рублей. Огурцы — 770. А где теплицы? Всё, отвечают, кирдык. В чем проблема? А в том, что цены выросли на стройматериалы так, что один квадратный метр теплицы построить (внимание!) стоит теперь 700 тысяч рублей. Это во-первых. А еще появилось АО «Тепло Земли» и теперь вы за прежде дармовое тепло должны башлять.
Но это же Земля, это как океан, его же никто не сделал, это как река! Нет, теперь — частная вещь! Посмотрели мы на рост тарифов на гигакалорию «Тепла Земли»…
А вы говорите — туризм. Мы дожили до какой-то классовой сегрегации, во многие районы страны вы даже не попадете, поскольку огромные территории с лесами и угодьями сданы в аренду. Депутат Глазкова внесла в Госдуму законопроект, по которому в частную аренду можно сдавать не более 20% лесных угодий региона. А сейчас можно сдать 80%. Идет народ по грибы, а перед ним — сетка рабица… Грибков хотите собрать? Теперь только за деньги.
— Владивосток сильно изменился за последнее время? Он выглядит как Тихоокеанская столица России?
— Во Владивостоке сделали хороший кампус для университета на острове Русский, построили мост. Я не говорю, что ничего не делается, но основное для людей — это работа, правда? А если у вас нет денег, и их с каждым годом не становится больше, потому что предприятия закрываются, то прошлись вы по супер-мосту, а дальше что?
…Беседуем с энергетиками. Знаете, какая у них задача: «Вот советское оборудование. Мы его выжмем, а когда оно начнет рушиться, закроемся». А чем людям топить? «Мы частные предприниматели, нас это не касается».
«Молодцы», правда?
Расшифровка эфира
«Свободной студии»
дается в сокращении.