Орловская искра № 19 (1387) от 24 мая 2024 года
Это называется — приехали…
Мишустин попросил для «Волги» сделать родной хотя бы «баранку»
«У вас где сейчас сделан руль, китайский? Хочется, чтобы руль был российский», — сказал председатель правительства Михаил Мишустин, осматривая автомобили возрожденного бренда «Волга», которые презентовали на выставке в Нижнем Новгороде.
О том, что не только руль, но и всё остальное, включая коврики, в этой машине тоже китайское — премьер промолчал. Впрочем, и первый вице-премьер Денис Мантуров, и новый глава Минпромторга Антон Алиханов, которым была брошена реплика Мишустина, в напоминании об этом не нуждались.
Три новые модели «Волги», представленные на выставке — а это седан Volga C40, кроссовер класса С — Volga К30 и Volga К40 (кроссовер класса D) — полностью, включая легендарный логотип в виде оленя на решетке радиатора — выполнены из комплектующих, изготовленных в Поднебесной.
Все три машины представляют собой модели компании Changan с измененной решеткой радиатора, которая отличается от базовой не только наличием оленя, но и сходством с «передком» традиционной советской «Волги».
Собирали все три выставочных образца тоже в Китае. Однако уже в текущем году несколько автомобилей частично соберут в Нижнем Новгороде, а с 2025 года запланирована полная сборка.
Заниматься всем этим будет не легендарный ГАЗ, а новая компания — АО «Производство легковых автомобилей», о которой пока известно очень мало.
Эта компания для сборки «Волг» взяла в аренду площади завода ГАЗ, которые ранее использовались для извлечения из контейнеров и окраски моделей Volkswagen и Skoda.
Как известно, китайские автоконцерны — не большие сторонники локализации. Производить все детали для своих машин им нравится больше, чем встраивать в модели изделия, произведенные в стране, где осуществляется сборка. С этим уже столкнулись на «Москвиче».
Однако для российской автомобильной индустрии принципиально важно не только осуществлять «отвёрточную сборку», но и развивать своё производство хотя бы каких-то узлов, о чем и напомнил Мишустин. Только так мы сможем прийти рано или поздно к полностью самостоятельному производству отечественных легковушек.
На базе кооперации с европейскими и корейскими производителями нам этого сделать не удалось. Получится ли добиться такой цели во взаимодействии с китайцами — «Свободной Прессе» рассказал руководитель Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«СП»: Мишустин попросил, чтобы для начала хотя бы руль у этой «Волги» (Changan) был российским. Не слишком ли низкая стартовая позиция?
— Нормальная. Руль — это лучше, чем ничего. Мы уже сталкивались с тем, что партнёры уходили, а после них совсем никаких технологий не оставалось. Путь будет руль. Если получится удачным — его можно будет ставить на другие машины или экспортировать.
«СП»: Скорее всего, в России будет локализована и решетка радиатора с фирменным знаком «Волги». Но мы-то хотели другого: локализации двигателей, трансмиссии, электроники. А для этого у новых производителей «Волги» даже площадей пока нет.
— Локализация двигателя — вопрос долгосрочный. И есть риски. Я уже не говорю о том, что партнер может уйти, как это сделали западные автоконцерны.
Мы надеемся, что китайские партнеры останутся всерьёз и надолго. Но проблема в другом. К тому времени, когда мы построим завод для производства ДВС — двигатели внутреннего сгорания могут быть уже и не нужны. И что тогда делать с этим заводом?
«СП»: Что мы должны делать, чтобы наш автопром был конкурентоспособным через 20 лет?
— Учиться делать батареи для электромобилей. Батарея — это до 60% от стоимости всего электромобиля. У нас хорошо получаются программные продукты. Электронное правительство, средства слежения, умные интернет-вещи. На выставке «Российско-китайское ЭКСПО 2024» в Харбине презентуются российские элементы умной бытовой техники и оборудования для автомобилей. В этом мы с Китаем не только на равных, а опережаем.
«СП»: По части ПО мы, может быть, и лучше. Но компонентную базу для электроники клянчим у Китая, который еще и опасается её нам продавать из-за угрозы вторичных санкций…
Но вернёмся к нашим рулям. Получится сделать свой руль для «Волги»?
— Если этот руль окажется в 20 раз дороже, чем китайский, то от него будет потребителю только вред, а не польза. Китайцы делают этих стандартных рулей — миллионы для десятков разных марок. Благодаря массовому производству их рули будут дешевле, чем несколько тысяч, которые мы станем выпускать для «Волг».
«Волгу» смыло потоком Хуанхэ
В Нижнем Новгороде публике продемонстрировали новую «Волгу», точнее, некий автомобиль, на котором обозначено Volga — даже название не удосужились написать русскими буквами. Как несложно догадаться, отечественного в этом пепелаце ноль, история с «Москвичом» повторяется на 100%. И, судя по всему, судьба у данного автомобиля будет аналогичной. Покупать ту же китайскую машину, но в два-три раза дороже, будут лишь государственные учреждения.
Напомним, представлена целая «линейка» авто аж из трёх штук — седан D-класса Volga С40, кроссовер D-класса — Volga К40, а также кроссовер С-класса — Volga К30. Некие легковушки из КНР, что совершенно очевидно.
Российские рули, наверное, сделают, хотя тоже не факт. Но один — специально для главы правительства — быть может, и осилят. Уникальный российский руль ручной работы, произведённый с применением нанотехнологий, Сколково поможет.
То есть ни о каком возрождении бренда «Волга» нет и речи, а написать что угодно можно на чём угодно. Больше всего в этой истории бесит то, что российские бизнесмены по привычке стесняются своего родного языка. Китайцам ведь было несложно изобразить русские буковки, но в техзадании, судя по всему, этого не было. Вдвойне позор.
Пересадить советских людей на автомобили, как в Америке — об этой программе Сталина известно очень немного. Потому что её все последующие годы не просто не афишировали, наоборот, все следы тщательно вымарывались.
ГАЗ-М-20 «Победа» был первой пробой пера советских автомобилестроителей в деле конструирования настоящей полноразмерной народной машины. И уже в 1952-м, то есть ещё при жизни Сталина, пошли работы над следующей легковушкой. Резину не тянули, в начале лета 1954 года машина с индексом М-21 поехала, начались её испытания.
Есть много разных версий на счёт того, почему проект «Звезда» был переименован в «Волгу». Так уж получилось, примем сие как факт. Но эта самая пятиконечная звезда осталась, на первых серийных авто она являлась частью фальшрадиаторной решётки. Потом конструкцию упростили, и красота ушла в прошлое. Авто «со звездой» (1956—1958) ценятся у коллекционеров больше всего.
Поскольку ГАЗ имел постоянные контакты с корпорацией Ford, которая завод, собственно, и построила, велосипед изобретать не стали. У американцев купили лицензию на «автомат» Ford-O-Matic, разработанный компанией BorgWarner.
Производство АКПП, как сказали бы сегодня, было полностью локализовано, а сама коробка оказалась очень простой и надёжной. В дальнейшем предполагалось, что на базе этой трансмиссии будут созданы уже отечественные «автоматы». Однако Никита Хрущёв чуть ли не лично распорядился, чтобы у простых советских людей не появилось такого «буржуйского излишества». Производство «автоматов» свернули.
Тем не менее, ГАЗ-22 пошёл в серию, в отличие от множества других прототипов. Купе и кабриолет по понятным причинам в серию не пустили, хотя открытые «Победы» при Сталине продавались. Честно заработал приличные деньги — покупай и катайся, никто не против. Но потом политика партии круто поменялась.
…Агрегаты «Волги» продолжают свою жизнь в многочисленных «ГАЗельках», производство которых сохраняется. Кстати, тоже советская задумка, причём эту полуторку должны были поставить на конвейер ещё в конце 50-х. ГАЗ-56 в серию не пошёл, кукурузный генсек отверг проект как «мелкобуржуазный». Как раз тогда в СССР уничтожался весь кооперативный сектор экономики и грузовичок пришёлся явно не ко времени.
Сейчас, судя по всему, вообще любой отечественный автомобиль не актуален. Двигатель — ЗМЗ-406 — на заводе есть. Тормоза, подвеска, элементы трансмиссии — многое имеется, остальное можно купить. А кузов вполне реально сконструировать. То есть возродить «Волгу» вполне реально — сделать просторный недорогой седан для народа. Только это никому не надо, проще торговать китайскими авто за несколько миллионов рублей штучка. С китайскими же рулями.
По материалам «Свободной прессы».