Красная строка № 42 (393) от 9 декабря 2016 года

Готовьтесь к нашествию орлов

vaaaa

Всегда хочется верить, что некомпетентности и дурновкусию все-таки есть пределы. Ну, в самом деле, даже самый пропащий человек нет-нет, а остановится и воскликнет: «Что же я наделал! Нет мне прощения…». Поплачет, очистится душой, хоть немного, а там, глядишь, станет меньше портачить. Но, к великому сожалению, далеко не всегда эти ожидания заканчиваются светлым катарсисом.

Возьмем, например, «главного архитектора Орловской области» Ваагна Ваниковича Вермишяна. После того, что «главный архитектор Орловской области» Ваагн Ваникович Вермишян сделал с главной орловской улицей, обещая прежде сотворить из нее самую красивую улицу мира, этот человек должен был прилюдно зарезаться своим самым большим циркулем или лечь на одну из гробницепододобных клумб, облицованных мрамором, и накрыться листом ватмана, символически изображая гражданскую и профессиональную смерть.

Отходчивая публика оценила бы глубину раскаяния и, возможно, вновь разрешила бы Ваагну Ваниковичу творить. Но в малых дозах и обязательно под присмотром профессионалов. Ну должен же человек обладать способностью — пусть не очень развитой — видеть, пусть нечетко, контурно, себя со стороны и адекватно оценивать плоды своих перфомансов. Но в данном случае этого обыкновенного, в общем-то, дара нет, похоже, и в помине.

Вместо того, чтобы наточить свой самый большой циркуль и попрощаться с учениками, Ваагн Ваникович… открывает «школу урбанистики». Этот парадокс имел бы право на существование, пойди Ваагн Ваникович сам туда учиться. Но ведь создатель флористических гробниц в центре города там преподает…

Конечно, преподавая, ты и сам получаешь азы каких-то знаний в процессе общения со студентами, например, на переменке. Поэтому мы не стали строго судить Ваагна Ваниковича. Мы терпеливо и человеколюбиво ждали, когда на красивой щетине «главного архитектора области» появится хоть одна, пусть маленькая, но искренняя или даже вынужденная слеза сожаления — естественная реакция человека на свои профессиональные грехи.

И дождались… Ваагн Ваникович-то, оказывается, закоренел в своем «самобытном» восприятии мира. Одно дело, когда на представлении галерейного проекта с женщинами — «греческими богинями» на крыше — он заметил по поводу памятника Н. С. Лескову, «внезапно» оказавшегося по соседству с презентуемым шедевром, что… (диктофонная запись, процитированная «Вечерним Орлом»): «Эти мультяшные персонажи рядом с Лесковым, с точки зрения художественной ценности — спорный вопрос. Да, я уважаю… Но все-таки хотелось бы что-нибудь такого — на мировом уровне все это смотрелось и оценивалось. Не просто там, дети пришли из детского сада и запомнили вот эту блоху и других персонажей».

Эту речь «главного архитектора Орловской области» мы сначала отнесли на счет, возможно, слабого знакомства Ваагна Ваниковича с русской классикой, что опосредованно сказывается и на способности человека адекватно оценивать архитектурное и скульптурное решение памятника, признанного выдающимся как на уровне профессионалов-искусствоведов и государства, так и самой широкой общественности. В самом деле, не может же Ваагн Ваникович, убежденный, что творит или собирается творить «на мировом уровне», не понимать, что памятник Н. С. Лескову хорош.

Но вот то, что случилось в последние дни, заставило нас насторожиться. Похоже, что случай гораздо сложнее, чем мы полагали.

Скамейка со стилизованным орлом, напоминающим времена оккупации, простояла на изу­родованной улице Ленина недолго, но за это время удостоилась скандальных упоминаний в новостных лентах федеральных агентств и едва ли не ноты ТАСС.

Чтобы так оскандалиться, нужен особый талант! И мы знаем, кто этим талантом обладает.

Все началось с поста Ваагна Ваниковича в его «интернет-приемной». «Главный архитектор области» разместил фото «нацистской» скамейки в разных ракурсах, сопроводив картинки таким текстом: «Компания «Зенит» сделала подарок городу Орлу — вот такую скамейку. Поделитесь впечатлениями, хорош Орел для Орла?».

И народ начал делиться, объясняя Ваагну Ваниковичу, какие скамейки бывают без обязательных отсылок к символике Третьего рейха.

Но мы поговорим и о другом. Что значит — «компания «Зенит» сделала подарок?». Знакомый орлиный профиль, заставляющий вспоминать фашистскую Германию, я видел в кабинете Ваагна Ваниковича задолго до того, как компания «Зенит» собиралась что-то дарить. Ваагн Ваникович тогда, среди прочего, рассказал, что сделает улицу Ленина самой красивой в мире. Это высказывание вызвало на Орловщине большой резонанс и явилось прологом дальнейших грустных событий. Тогда же, в разговоре, Ваагн Ваникович орла мне и показал, поинтересовавшись мнением по поводу эскиза столь же демократично, как теперь, в своей интернет-приемной он интересуется мнением орловцев по поводу орла, запечатленного в скамье.

По простоте душевной, полагая, что рисунок не имеет к В. Вермишяну никакого отношения (мало ли ему приносят разных эскизов) я заметил по поводу хищного и злобного облика птицы, что такая стилистика — не в русской традиции, где даже образу силы и власти принято придавать округленные формы — потому, видимо, что русский народ не только не агрессивен, но, при всей своей деловитости, еще и созерцателен и любит разного рода сказки, что находит отражение даже в государственной символике.

Ваагн Ваникович, как мне показалось, обиделся, как я тогда подумал, за неведомого мне ученика. А оно вон, оказывается, как — «подарок» уже готовился… И теперь получил монументальное воплощение.
Что касается «Зенита»… Вот идет руководитель компании, а подчиненные на горбу скамью тащат. Шлеп ее на Ленинской: «Держи, город, подарок!». Так что ли? Даже если так, то где была городская власть, оценивающая уместность даров? Где был вездесущий «главный архитектор области», обещавший сделать ул. Ленина самой красивой в мире? Что это за несанкционированное вторжение?

Но самое интересное случилось позже. После того, как скамью с Ленинской стремительно унесли, Ваагн Ваникович вывесил в своей виртуальной приемной следующее объявление:
«Друзья, бурная полемика минувшей пары дней, развернувшаяся вокруг скамейки с изображением орла не только в нашем сообществе, но и в массе других, в том числе федеральных, привела к следующему. Мы объявляем конкурс «Орел для Орла» на лучшее стилизованное изображение с обязательным использованием образа орла в малых архитектурных формах. А именно, в скамейках, урнах, вывесках и т. п., на Ваше усмотрение. Все неравнодушные горожане Орла, а также все прочие неравнодушные, талантливые и просто амбициозные люди приглашаются к участию в данном конкурсе!
Мы учреждаем 3 премии победителям:
— Первая премия 50000 рублей
— Вторая премия 30000 рублей
— Третья премия 20000 рублей
Помимо денежных премий, предусмотрены поощрительные призы.
Предполагая желание участвовать в данном конкурсе не только людей, владеющих навыками рисования и проектирования, мы не выдвигаем особенных требований к конкурсным работам. Однако, 3D визуализация, безусловно, приветствуется.
Ваши работы просьба направлять на электронный адрес arh.press.orel@gmail.com
В письме необходимо написать ФИО автора работы и контактный телефон.
Конкурсные работы принимаются к участию в конкурсе до 28 февраля 2017 года включительно. Оглашение результатов состоится 1 марта 2017 года. Удачи!».

Объявление намеренно процитировано полностью — мало ли народа, стесненного в средствах? Поможем «амбициозным» людям заработать. Живописцы, окуните ваши кисти! Как там дальше: «Вы рисуйте…».

А что, «главный архитектор области» сам или с подчиненными уже не способен создать «стилизованное изображение орла»? Почему заурядную работу нужно облекать в форму эпического конкурса со скандалом? И кто такие «мы учреждаем»? Кем или чем предусмотрено расходование на рисунок 100 тыс. бюджетных рублей, не считая поощрительных призов? Кстати, знает ли «главный архитектор области» про существование в Орле нескольких союзов художников, а также худграфа в университете имени Ивана Сергеевича Тургенева, где тоже худо-бедно рисуют? Помнится, Ваагн Ваникович заявил, что не держится за должность «главного архитектора области» и готов ее уступить, просто достойных не видит. Кого или чего еще не видит Ваагн Ваникович? Хорошист с худграфа нарисует несколько вариантов стилизованного орла за одну пару, но дело не в этом. Не только в этом.

Обратите внимание, куда этого орла «главный архитектор Орловской области», полагающий, что творит «на мировом уровне», собирается приспособить. «В урнах, вывесках…». Приятно, конечно, в пасть орлу запихнуть огрызок, есть в этом проявление какой-то былинной силы и изысканности, присущей каждой литературной столице. Но нужны ли эти орлы вообще?

Специально для главных и неглавных, но активных не в меру архитекторов и прочих урбанистов сообщаем: топоним «Орел» не имеет к птице, то ли упавшей, то ли спорхнувшей, по преданию, с дуба, — никакого отношения. Люди на Руси селились у рек, водоемов, которые уже имели названия или получали их в первую очередь еще до того, как свое имя обретало вновь возникающее поселение. И имя этому поселению в большинстве случаев давала та самая, расположенная рядом река. Гидроним «Орел» не имеет к существу, спорхнувшему с дуба, никакого отношения. Только люди с примитивными ассоциациями, не имеющими связи с культурной историей Орла, будут пытаться создавать графический образ города, черпая вдохновение из птичьего клюва.

Походите лучше вокруг «мультяшных персонажей» у памятника гениальному Н. С. Лескову. Может, тогда в голове что-то прояснится, и вы начнете осознавать Орел городом с такой богатой культурой, о какой многим губернским городам только мечтать.

Это богатство нужно беречь. Ему, по возможности, нужно хотя бы соответствовать. Книжки нужно читать, знакомиться с историей, избавляться, по возможности, от мании величия. Тогда, глядишь, и «главный архитектор области» поставит скамейку, которая не будет вызывать отторжения. Это ж надо так отличиться — создать скамью, которая человека, желающего присесть, отторгает…

Мы как в осаде, правда? Это, конечно, способствует укреплению гражданского и культурного самосознания. Но если поставлена задача, используя Орел в качестве полигона, опытным путем определить максимальные размеры властной некомпетентности и дурновкусия, дела наши плохи.

Тогда готовьтесь к нашествию орлов.

Сергей Заруднев.

72ffb4f68253

skamejka-v-orle