Орловская искра № 40 (1359) от 27 октября 2023 года
«Грязненько…»
Мусорная тема снова в центре внимания общественности и депутатов. «Через социальные сети в адрес администрации города Орла поступило 565 обращений о нарушении графика вывоза ТКО и 304 обращения о нарушениях графика вывоза КГО», — подвел итоги 9 месяцев года первый заместитель мэра Орла В. Н. Ничипоров, отвечая на запрос городских депутатов. И это, не считая традиционных письменных жалоб граждан и юридических лиц.
«Вывозить можно только с мест накопления, а их порой нет», — в который раз констатировал на заседании комитета по проблемам ЖКХ первый заместитель директора ООО «УК Зеленая роща» С. В. Мартюхин.
Руководитель фракции КПРФ в городском Совете С. Н. Швалов, «отдавая должное» региональному оператору, который, по словам депутата-коммуниста, мгновенно реагирует на все обращения по поводу перенакопления отходов в тех или иных точках города, все-таки не смог не выразить удивления в связи с недавними заявлениями руководства «Зеленой рощи», что у них нет оснований для расторжения договора с перевозчиком — ООО «Экологистик».
А между тем именно к нему, этом перевозчику, в основном, все претензии. Именно этот перевозчик работает в Железнодорожном и Заводском районах города Орла, где чаще всего и случаются так раздражающие жителей «перенакопления отходов».
По информации той же «Зеленой рощи», заключающей договоры с перевозчиками, ООО «Экологистик» в свое время выиграло конкурс, обещая городу бесперебойную работу не менее 20 спецмашин для вывоза отходов. Но с некоторых пор Железнодорожный и Заводской район обслуживает чуть ли не вдвое меньше автомобилей «Экологистика». И, по мнению депутатов, это уже повод ставить вопрос о расторжении договора с таким перевозчиком, тем более, что недостаток техники «УК Зеленая роща» вынуждена компенсировать своими силами и средствами. Тем не менее, как говорит С. Н. Швалов, у регоператора, почему-то недостаточно оснований для «развода» с «Экологистиком». Не странно ли?
С другой стороны, властям трудно спорить с тем аргументом «Зеленой рощи», что в городе недостаточно хорошо обустроены места для сбора ТКО и, что немаловажно, — для КГО, крупногабаритных отходов, которые жители складируют порой в самых неподходящих местах, куда спецтехника просто не может подъехать.
Эти картины можно было бы списать на «невнятный субъективизм», если бы не данные, предоставленные депутатам самой администрацией города. «Обустройство мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов в городе Орле осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Обустройство мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов…», утвержденной постановлением администрации города Орла от 20.07.2021 №2987», — сообщает, например, первый заместитель мэра В. Н. Ничипоров. «В 2023 году в рамках вышеуказанной программы запланировано обустройство (ремонт основания, ограждения, подъездных путей) 17 контейнерных площадок по следующим адресам…» И далее следует довольно внушительный список этих адресов. «В настоящее время (то есть по состоянию на 18 октября — «ОИ») работы по обустройству контейнерных площадок выполнены в полном объеме по следующим адресам…» Затем всего четыре строчки…
С. Н. Швалов обратил внимание, что, например, из семи адресов в проблемном Железнодорожном районе обустроено всего две площадки, а в не менее замусоренном Заводском районе из четырех адресов отметить жирным плюсом и вовсе оказалось нечего. А из 433 контейнерных площадок, которые в том или ином состоянии все-таки существуют в Орле, бункерами для накопления крупногабаритных отходов оснащены только 50. В частном секторе соотношения этих показателей получше, но тоже разительное: на 189 площадок — 48 бункеров.
Не потому ли жители города Орла с завидной регулярностью наблюдают сюрреалистические картины в своих кварталах: контейнеры, утопающие в горах веток, в старой мебели и кусках прочего КГО непонятного происхождения, который просто не вмещается в обычные контейнеры? В частном секторе этот пейзаж еще и дополняется отсутствием подъездов к мусорным залежам, что создает впечатление полной «безнадеги».
Улица Поселковая в Лужках, Перекресток ул. Грузовой и ул. Пугачева — в Железнодорожном районе, площадка на ул. Скульптурной и на Нормандии— Неман — в Заводском районе — это только навскидку. Можно не сомневаться, что среди 565 сетевых обращений горожан по поводу перенакопления отходов немало подобных адресов.
Впечатление полной бесхозяйственности производят орловские контейнерные площадки. И как бы ни маскировалась она за официальными формулировками о «нарушении графиков вывоза ТКО», о «перенакоплении» или «ликвидации захламления», горожанин делает один единственный, прямо-таки лесковский вывод: вроде, и достойные люди управляют городом, а «грязненько». Стало быть, что-то да не так. А жизнь нет-нет, да и подтвердит «смутные сомнения» каким-нибудь примером из разнообразной «коммунальной» жизни города.
Вот один из последних. На ул. Тургенева во дворе дома №4 «произвели работы по благоустройству». И что? Сточная вода теперь вся течет к первому подъезду. Пока тепло — море разливанное, подморозит — каток будет. Да что там — каток! Жители опасаются, что после первого же заморозка они вовсе из своего подъезда не выйдут, потому как дверь точно ледком прихватит. Что делать? Дом старый, врос в землю. А благоустроители уровень этой земли еще и подняли за счет толстой тротуарной плитки. Хотели, как лучше. И теперь ни «тпру» ни «ну». Говорят, придется дверной проем прорубать выше нынешнего уровня, и соответственно порог поднимать.
Так ведь кто разрешит, — «он же памятник», этот дом №4 на улице Тургенева! А всякая реконструкция, нарушающая исторический вид объекта культурного наследия, требует столько согласований, что злосчастный дом успеет еще глубже врасти в землю, подмываемый сточными водами. Ну впрямь, как у Лескова: «Смех и горе».
Прямо-таки лесковские парадоксы: программа обустройства мест накопления отходов есть, а благоустройства нет. Хотя разговоры о нем идут как минимум с весны этого года. Перевозчик есть, а транспорта у него не хватает, чтобы мусор возить быстро и своевременно. И об этом все лето говорили!
Двор благоустроили, а из подъезда выйти нельзя без резиновых сапог! Одна надежда: «Все равно года проходят чередою…» И сроки контрактов подходят к концу. Может быть, все само собой и рассосется? «Безлошадный» перевозчик тихо уйдет сам, а у дома №4 лужа не замерзнет? Ведь оглянитесь — в целом то: «Город узнать нельзя: похорошел, обустроился, провел рельсы по улицам, а либерализм так и ходит волнами, как море; страшно даже, как бы он всего не захлестнул, как бы им люди не захлебнулись…».
Впрочем, это уже не я, а Н. С. Лесков писал. Давным-давно, про старые времена.
Андрей Грядунов.