И «Родина» на рынке становится товаром…

Ни один объект в нашем городе не может сравниться с кинотеатром «Родина» по числу «обстрелов», которым он подвергается со стороны прогубернаторских структур. Только за последние 5 лет его судьба трижды висела на волоске. «Артналеты» начались с января 2004 года, когда экс-мэр В. И. Уваров через голову городского Совета обратился к областному Совету с предложением снять с государственной охраны, то есть по существу разрешить уничтожение, 29 памятников истории и культуры в заповедных зонах города Орла. Последнюю строчку в списке «приговоренных к смерти» занял кинотеатр «Родина». Благодаря решительной позиции группы депутатов, защищавших в городском Совете государственные интересы, эта попытка с треском провалилась.

Летом 2004 года в уставный капитал «Развития» были переданы два объекта государственной собственности: здание кинотеатра «Родина» площадью 1281 кв. м и закрепленный за ним земельный участок историко-культурного назначения площадью 2538 кв. м без каких-либо ограничений и обременений на право пользования, хотя по закону генеральный директор «Развития» В. В. Соболев должен был подписать охранное обязательство. Центр «Развитие» стал собственником указанного имущества, и теперь его генеральный директор имел право единолично распорядиться судьбой кинотеатра, поскольку остаточная, а не рыночная стоимость здания, и кадастровая стоимость (около 6 млн. руб.) земельного участка вместе взятые значительно уступают 25%-ному уровню уставного капитала акционерного общества. Кто, в конечном счете, стал бы собственником исторического здания совсем нетрудно было вычислить. Но чтобы его снести и на его месте выстроить многоэтажный торгово-развлекательный центр с комплексом элитных квартир, предназначенных для реализации по высокой коммерческой цене, необходимо было убрать из регистрационных документов статус кинотеатра как памятника истории, культуры и архитектуры. И это умышленно или по недосмотру было сделано 11 октября 2004 года при государственной регистрации права собственности. В свидетельство не попала запись о том, что кинотеатр «Родина» — памятник истории, культуры и архитектуры. Таким образом были сняты все ограничения на распоряжение его судьбой. То же самое произошло и с земельным участком. Разобраться с этим и дать событию правовую оценку предстоит надзорным органам.

«Приобретенный» земельный участок оказался слишком маленьким, чтобы разместить на нем крупный торгово-развлекательный центр. С целью решить эту проблему экс-мэр В. И. Уваров 20 апреля 2005 года подписал постановление № 1494 о предоставлении «Развитию» 7882 кв. м земель общего пользования, занимаемых сквером на площади им. Поликарпова (на планшетах Генерального плана города Орла они отмечены как «зеленая зона» или декоративный сад). При этом была заявлена цель отвода земельного участка — строительство высокодоходного коммерческого объекта и снос кинотеатра «Родина». Экс-мэр не мог не знать о пункте 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым «земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, скверами… не подлежат приватизации». Эти действия неизбежно вели к необратимой, невозмездной потере важного участка городской территории в заповедной зоне № 3.1.

Депутаты городского Совета прошлого созыва, разобравшись в ситуации, на своей сессии 27 октября 2005 года подавляющим большинством при одном воздержавшемся решительно отвергли «план Соболева—Уварова» и отказали «Развитию» в сносе кинотеатра и передаче Центру в собственность земель общего пользования, входящих в состав сквера на пл. Поликарпова. Так провалилась вторая попытка завладеть очень привлекательной с коммерческой точки зрения территорией.

С той поры сменился депутатский корпус. За три года страсти вокруг кинотеатра «Родина» поутихли, но желание «погреть руки» не прошло. Об этом говорит тот факт, что сегодня эта государственная собственность уже перешла акционерному обществу «Орелстрой», где «семейный клан» владеет контрольным пакетом акций. Имея на руках свидетельства о праве собственности, в которых не отмечена принадлежность здания кинотеатра к памятникам истории и культуры, а земельный участок, закрепленный за ним, не отнесен к землям историко-культурного назначения, реальный собственник может в любой момент, преследуя собственные интересы, уничтожить кинотеатр «Родина», поскольку лишь таким путем можно «посадить» на это место торгово-развлекательный центр.

Чтобы не допустить такого развития событий, мы просим прокуратуру Орловской области, используя свои полномочия, без промедления:

1. Принять меры по восстановлению в регистрационных документов статуса кинотеатра «Родина» как памятника истории, культуры и архитектуры; земельному участку, закрепленному за ним, вернуть статус земель историко-культурного назначения, а также потребовать от их собственника и от администраций города Орла и области во всех сделках с ними руководствоваться положениями, изложенными в п. 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ: «Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются».

Совсем нелишним будет напоминание о том, что исторические памятники не сносят, а реставрируют!

2. Поскольку исключение объекта культурного наследия из государственного реестра является прерогативой (исключительным правом) Правительства РФ — по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Орловского областного Совета народных депутатов в случае полной физической утраты объекта историко-культурного наследия или утраты им историко-культурного значения, то действия органов власти, которые привели к недостоверным записям в свидетельствах о праве собственности, на наш взгляд, должны быть проверены прокуратурой, а виновные в этом привлечены к ответственности, предусмотренной законодательством.

3. Намерение администрации города Орла провести 25 августа 2008 года аукцион по продаже права аренды части сквера на пл. Поликарпова, являющегося по определению п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ территорией общего пользования, вошло в противоречие с положениями этой статьи о недопустимости приватизации земельных участков общего пользования. На наш взгляд, многоходовая операция, которая ведет, в конечном счете, к передаче в частную собственность части сквера, отнесенного к землям общего пользования, носит противоправный характер, так как в соответствии с п. 1 ст. 2. Земельного кодекса РФ «нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу». Этим подчеркнута приоритетность положений, прописанных в Земельном кодексе, по отношению ко всем другим правовым и нормативным актам. Кроме того, администрация города Орла превысила свои полномочия, поскольку решение об изменении архитектурного облика в заповедной зоне № 3.1. принимается двумя третями голосов депутатов городского Совета. Исходя из этого, просим прокуратуру Орловской области потребовать от администрации города Орла привести свои действия в соответствие с правовыми нормами, записанными в Земельном кодексе и «Положении о заповедной зоне города Орла», и отменить проведение упомянутого аукциона.

4. Остается открытым вопрос о собственнике кинотеатра «Родина» и земельного участка под ним. Мы просим прокуратуру Орловской области провести проверку законности их приватизации как объектов, имевших историко-культурный статус. Ибо в случае нарушения законодательства ущеб, причиненный бюджету области, по нашим подсчетам, значительно превысит сумму в 10 млн. рублей.

Уважаемый прокурор Орловской области! Обращаемся к вам с просьбой рассматривать опубликованный материал как наше официальное обращение в прокуратуру в защиту государственных интересов Орловской области, а также прав и свобод граждан г. Орла, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Одновременно обращаемся к депутатам Орловского областного Совета с предложением рассмотреть этот вопрос на ближайшей сессии и принять по этому поводу объективное решение, сообщив о нем в средствах массовой информации.

Г. А. Горохов, Ю. В. Лебедкин, Ю. И. Малютин, депутаты Орловского городского Совета первого и второго созывов.

самые читаемые за месяц