И вот эти люди запрещали кому-то ковыряться в носу?..
Вместо вступления вношу предложение: настало время создавать при Орловском областном Совете собственную оперативно-розыскную службу. Без неё уже почти невозможно отыскать следы иных официальных документов. Например, два месяца депутат В. Н. Иконников добывал в кабинетных лабиринтах обычное, несекретное, официально поступившее в Совет и зарегистрированное в его канцелярии представление Контрольно-счетной палаты Орловской области.
В канцелярию сей документ поступил 20 августа 2008 года. Депутат идет туда. «Да, представление из КСП поступило, но выдать мы вам его не можем. Не знаем, где находится. Утерялось, наверное», — отвечают ему. Тогда он обращается непосредственно в Контрольно-счетную палату. «Нет, мы тоже не можем вам выдать этот документ, поскольку мы его уже направили в облсовет. Там и ищите», — дают от ворот поворот в КСП.
Так он и бегал от одного кабинета к другому. Потом, наконец, не выдержал и подготовил официальный письменный запрос: так и так, являясь членом профильного комитета облсовета, настоятельно прошу в соответствии с законодательством выдать мне копию упомянутого представления КСП. Начинается отсчет недель… Иконников публично поднимает вопрос на заседании президиума Совета. Председатель облсовета И. Я. Мосякин вынужден признать, что требование депутата абсолютно справедливо. После этого проходит еще пара недель волокиты, и только тогда, наконец, искомый документ «находится». Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.
Но это всё была, так сказать, присказка. А сказка начинается теперь! Что же такое невероятно «секретное» содержится в этом самом представлении КСП, коли его так опасались вытащить на свет божий? Казалось бы, обычная проверка — в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Орловской области на 2008 год. А план этот утвердил сам же облсовет своим постановлением № 11/237-ОС 28 декабря 2007 г. Проверяла палата целевое назначение и эффективное использование земель, находящихся в областной собственности. Но результаты проверки оказались такими, что материалы впору в прокуратуру передавать…
Вот, навскидку, один из характерных и ярких «сюжетов». Власти проводят аукцион с единственным (!) участником — неким некоммерческим партнерством «Дом на Раздольной», по результатам которого заключают договор № 188/з от 19.01.07 г. аренды нескольких земельных участков по ул. Раздольной и Приборостроительной (участки: площадью 8789,23 кв. м, кад. № 57:25:0040323:0006; площадью 11442,75 кв. м, кад. № 57:25:0040307:0048; площадью 17666,89 кв. м, кад. № 57:25:0010322:0097). Начальная цена — 219 тысяч 813 рублей годовой арендной платы. Условия аренды, можно сказать, райские, просто синекура.
А дальше — внимание! — буквально через месяц все права на эту землю передаются по соглашению от 01.03.2007 г. новому арендатору — ОАО ООЦРО «Развитие». Но уже за 27 миллионов 580 тысяч 703 рубля и 72 копейки, то есть с превышением годовой арендной платы более чем в 13 раз, или на 27,4 млн. рублей! То есть некоммерческое партнерство «Дом на Раздольной», пере-уступив право аренды, одним махом получило 27 с лишним миллионов. Нехилый бизнес, не находите?
Возникают резонные вопросы: у «Развития» много лишних миллионов завалялось, что ли? Почему оно само не участвовало в аукционе? В условиях, когда землей распоряжается Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, могут ли быть какие-то сомнения в том, что этот аукцион «Развитие» бы выиграло? И что это за НП «Дом на Раздольной», которое беспрепятственно проворачивает подобные сделки? Да еще с согласия того самого Департамента имущественной, промышленной и информационной политики… Напомним, кстати, что сию государственную структуру возглавляет первый заместитель губернатора и председателя Коллегии области Ю. В. Коростелкин.
К слову, чуть забегая вперед, отметим также, что план мероприятий по устранению замечаний КСП, сделанных по итогам проверки, в августе же 2008 года подписал начальник управления госимущества области, он же — зам. начальника этого департамента О. В. Козлов. А в своем акте КСП указала, что одновременно с проверкой департамента была проведена встречная проверка Орловского государственного специализированного учреждения «Фонд имущества Орловской области», который на тот момент возглавлял В. П. Долуда. Оба сегодня находятся в СИЗО № 1 г. Орла, обоими занимается Следственное управление СК при прокуратуре Орловской области. То есть знакомые всё лица…
Но вернемся к самим результатам проверки. Говоря простыми словами, КСП установила, что в работе департамента с землей нарушение на нарушении едет и нарушением погоняет. Короче, полный бардак.
Управление земельными участками, находящимися в областной собственности, ведется из рук вон плохо. И это очень мягкая оценка. Достаточно сказать, что, согласно представлению КСП, например, земельные участки под 3693 объектами недвижимости административного, производственного и вспомогательного назначения, заявленными в реестре государственной собственности Орловской области, площадь которых составила 717,42 тыс. кв. м, не зарегистрированы в областную собственность. По ним в нарушение требований Федерального закона № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. «О государственном земельном кадастре» не проведены работы по межеванию и постановке их на кадастровый учет.
Но распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — г. Орле осуществляется еще хуже. Право совершать юридические действия по организации и проведению торгов было предоставлено Фонду имущества Орловской области. «Рыночная» стоимость земельных участков или арендной платы не соответствовала никаким реальным рыночным ценам. Например, один и тот же земельный участок по ул. Раздольной был оценен дважды, при этом с указанием площади, большей на 12054 кв. м, оценка была уменьшена в 4,7 раза, или на 5 млн. рублей.
О том, какие «хитрые» договоры заключались по результатам подобных аукционов, мы уже рассказали.
Реестр договоров аренды, как отмечает КСП, ведется департаментом не в полном объеме, перечень содержит неполную, а в ряде случаев и искаженную информацию: неверно указаны площадь, размер арендной платы, не все графы заполнены, ряд договоров дублируется… Типовой договор аренды разработан самим департаментом. При этом некоторые его положения не соответствуют даже нормам гражданского законодательства. А договорные обязательства в части ежемесячной уплаты арендных платежей не соблюдаются.
Отсюда — рост недоимок. Цитирую представление КСП: «Размер недоимки по арендной плате по состоянию на 01.01.2008 г. по юридическим, физическим лицам по информации Департамента составил — 29943 тыс. рублей. Указанная информация не отражает в полном объеме сведения по всем заключенным договорам аренды, в т. ч. и по переданным городом в 2006—2007 гг. Кроме того, в общий размер недоимки, подлежащий ко взысканию, не включена задолженность по арендной плате ликвидированных предприятий, организаций-банкротов, умерших арендаторов в размере 25552 тыс. руб. Распорядительные документы на ее списание проверке не предоставлены. Не включена задолженность в размере 7764,7 тыс. рублей по 28 договорам аренды, переданным администрацией г. Орла по описи № 12».
Должникам направляют формальные претензии, которые во многих случаях просто игнорируются. Так, отмечает КСП, «претензия о погашении задолженности 3960,8 тыс. рублей, направленная ОАО АПК «Орловская Нива» в феврале 2008 года, оставлена арендатором без исполнения, взыскание задолженности в судебном порядке в дальнейшем не производилось».
И так далее, и тому подобное. В результате — выводы: «До настоящего времени не проведены работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости административного, производственного и вспомогательного назначения, заявленными в реестре государственной собственности Орловской области.
Не сформирован реестр собственности Орловской области — не включены 8 земельных участков, зарегистрированных в областной собственности. Не оформлено право собственности Орловской области на земельный участок, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Ленина, 25, право собственности на который зарегистрировано за департаментом. Не проведена государственная регистрация права на земельные участки, расположенные по адресам: Орловская область, Мценский район, Подберезовское сельское поселение, Орловская область, Новодеревеньковский район, Старогольское сельское поселение, село Старогольское, приобретенные в собственность области. Не зарегистрированы в областной собственности земельные участки более чем под 3600 объектами недвижимости административного, производственного и вспомогательного назначения общей площадью 717,42 тыс. кв. м, заявленными в реестре государственной собственности Орловской области по состоянию на 01.10.2007 г.
…По 9 из 19 проведенных аукционов отсутствовали договоры об оказании услуг по определению рыночной стоимости земельного участка, годовой арендной платы, акты выполненных работ. По двум аукционам использована рыночная стоимость годовой арендной платы, определенная оценщиком в 2006 г., в ряде случаев использовались отчеты, дата составления которых превышала 6 месяцев.
…«Рыночная» стоимость земельных участков или арендной платы в ряде случаев не соответствует реальным рыночным ценам, что свидетельствует об отсутствии системы рыночной оценки объектов, что в свою очередь приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости земельных участков или годовой арендной платы и недополучению бюджетом денежных средств.
По результатам 2-х аукционов от 12.01.2007 г. (лот 1), от 31.08.2007 г. права арендаторов по заключенным договорам аренды с согласия департамента переданы другим лицам по цене переуступки, превышающей начальную (окончательную) цену аукциона в среднем в 13 раз.
Передача земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — городе Орле осуществлена по описям, без актов приема-передачи площади земельных участков, начисленных и уплаченных арендных платежей, сложившейся суммы недоимки. Порядок приема-передачи земельных участков не регламентирован.
Не в полном объеме ведется учет (реестр) договоров аренды: в перечне (реестре) указано всего — 1089, тогда как только администрацией города Орла передано 3755 договоров. Представленный перечень (реестр) договоров аренды (распечатанный) из электронной произвольной версии и на бумажных носителях не содержит полную информацию по всем заключенным, продленным и расторгнутым договорам.
Департаментом не соблюдаются отдельные положения разработанного им типового договора — в большинстве случаев не начисляется ежемесячно арендная плата, неустойка 0,3% на неуплаченную сумму арендной платы.
Оформление договоров аренды на новый срок или их расторжение осуществляется по «заявительному принципу», т. е. после обращения самого арендатора, в результате из 1477 договоров, принятых только от администрации г. Орла с истекшими сроками действия, департаментом перезаключено, расторгнуто всего — 442. Это обстоятельство позволяет арендаторам фактически из года в год пользоваться земельными участками без договорных обязательств, бесплатно.
Существующая практика учета арендных платежей несовершенна, технически и информационно недостаточно обеспечена, что ведет к искажению отчетных данных. Представленная информация о начисленной, уплаченной арендной плате, размере недоимки по земельным участкам, переданным в аренду, недостоверна и не отражает в действительности реальное положение дел. Так, не включены сведения о сложившейся недоимке более 25 млн. рублей по договорам ликвидированных предприятий, организаций-банкротов, умерших арендаторов, также не включена переданная городом информация по описи № 12 о задолженности по арендной плате по 28 договорам на сумму более 7,7 млн. рублей, не нашли отражения и сведения по значительному количеству договоров (более 3000), принятых от администрации города, как действующих, так и срок действия которых истек.
По решениям департамента при наличии задолженности по арендной плате арендаторам предоставляются земельные участки в собственность путем выкупа, при этом задолженность по арендной плате остается непогашенной и в судебном порядке невзысканной.
Низкий уровень ведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате за землю: претензии носят формальный характер, пеня на сумму задолженности не начисляется, при игнорировании должником претензии сроки подготовки исков затягиваются до нескольких месяцев или вообще не направляются в судебные органы. Суммы задолженности, предъявленные ко взысканию в судебном порядке в 2007 году, сложились в основном за 2005—2006 гг. Исковые заявления о взыскании текущей задолженности 2007 года в проверяемом периоде в судебные органы не направлялись.
Не заключены соглашения о взаимодействии с органами налоговой службы Орловской области, Управлением федеральной регистрационной службы по Орловской области, кадастровой палатой, которые способствовали бы более эффективному управлению и распоряжению государственной собственностью — земельными участками».
За такие нарушения и такой беспорядок в делах в советские времена с работы выгоняли. А руководитель, чего доброго, мог бы и нары загреметь. Теперь же чиновникам, похоже, даже легкий испуг не грозит. Во всяком случае, план мероприятий «по устранению замечаний Контрольно-счетной палаты», подписанный О. В. Козловым и утвержденный Ю. В. Коростелкиным, состоит по большей части из формальных пунктов типа «усилить контроль» и «активизировать работу». А от депутатов и общественности подобные документы, как выясняется, старательно прячут.
И еще одно замечание. Вспомните, сколько же было сломано копий вокруг пресловутого закона № 603-ОЗ от 30 июня 2006 года «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — г. Орле»! Тогда областные власти попросту отобрали у города право распоряжаться землей. Всё это сопровождалось самыми серьезными рассуждениями о благих намерениях. И вот это — результат тех самых намерений? Как говорится в старом анекдоте, и вот эти люди запрещали кому-то ковыряться в носу?
Наша газета уже неоднократно ставила перед прокуратурой области вопрос о том, что областные власти незаконно присвоили себе право распоряжаться городскими землями. Они и с областной землей, как видим, толком управиться не могут. Но нам всякий раз отвечают: все в порядке. Так, может быть, хотя бы материалы Контрольно-счетной палаты заставят прокуроров изменить свое мнение?
Юрий Лебёдкин.