Инициативу президента одобряем и поддерживаем!
В понедельник, 26 мая 2008 года, губернатор Орловской области Егор Семенович Строев решил, наконец, с самого утра возглавить борьбу с коррупцией. На традиционном заседании в областной администрации он так вот прямо и заявил, что пора создавать комитет по такой борьбе. Самое, казалось бы, время! Только-только глава администрации президента дал интервью на эту тему «Вестям недели», а на Орловщине уже наутро принялись организовывать соответствующую кампанию: надо успеть в очередной раз усесться в первый вагон…
Персональный состав комитета пока не озвучен. Но кто может усомниться в том, что в него войдут самые проверенные и надежные кадры исполнительной власти? Они покажут этим злодеям коррупционерам, где раки в нашей области зимуют! В промежутках между вызовами на допросы к следователям, конечно.
В качестве же одного из первых дел для новой антикоррупционной структуры «Красная строка» может предложить превосходную тему — о том, как областная администрация пытается прибрать к рукам МУПП «Орелгортеплоэнерго». Внимание: не путать с «Орелоблэнерго»! Той историей уже занимается Следственный комитет…
А завязка нынешнего сюжета приходится на сентябрь 2002 года, когда губернатор области, Региональная энергетическая комиссия, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Орелэнерго» (опять-таки не путать с ОАО «Орелоблэнерго»!) заключили соглашение № 1-1380 — «о взаимодействии при исполнении топливно-финансового баланса региона с целью стабилизации поставок энергии социальной сфере и населению Орловской области».
Орловцы, наверное, помнят, как много и с какой важностью чиновники разных уровней рассуждали тогда в местных СМИ о крупных договоренностях руководства области с Чубайсом «по реструктуризации» задолженности за потребленные энергоносители. И действительно, те долги висели на шее городов и районов области, как тяжкое ярмо. Образовались они в 90-е годы, когда школам, больницам, другим бюджетным организациям просто нечем было платить за электричество и тепло, а тарифы росли как на дрожжах. Да и сами местные власти тогда неофициально давали понять: и не платите, мол, потом разберемся.
Так вот, подписав упомянутое соглашение, администрация области подтвердила задолженность у «бюджетников» по состоянию на первое января 2002 года в сумме (округленно) 658,2 млн. рублей, а по текущей оплате за этот год — в сумме 336,8 млн. рублей. Власти гарантировали 100%-ную оплату текущего потребления энергоресурсов, а задолженность обязались погасить в срок до первого июля 2009 года.
Начинание, на первый взгляд, было неплохое. Управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области во исполнение соглашения в течение 2003—2005 годов уплатило ОАО «Орелэнерго» (округленно) 134,3 млн. рублей. Эти деньги засчитывались в погашение долгов муниципальных предприятий ЖРЭО и «Орелгортеплоэнерго» — так оно и указывалось в ре-естрах на оплату кредиторской задолженности в графе «наименование потребителя». Те, в свою очередь, гасили долги потребителей-«бюджетников». Всех это как бы устаивало. Вот почему никто не обращал винмания на такую «мелочь»: областной Совет это соглашение не узаконивал, как то должно было делаться в соответствии с Законом Орловской области № 201-ОЗ от 06.06.2001 г. «Об Орловском областном Совете народных депутатов».
Но вот в начале 2006 года в Орле сменился мэр. При здравом рассуждении это обстоятельство ни на что не должно было влиять: потребители-то, в конце концов, остались те же, жители Орла — те же самые. Но в областной администрации, как выяснилось, считали иначе: цели, видимо, были изначально другие…
Администрация обратилась в арбитражный суд. Теперь она заявляла, что те 134,3 млн. рублей, выплаченные из бюджета области энергетикам в счет погашения долгов — в соответствии с соглашением! — есть не что иное, как получение МУПП «Орелгортеплоэнерго» неосновательного обогащения. И потребовала взыскать эти деньги обратно. Аналогичный иск был подан и к МУП ЖРЭО.
Этот странный кульбит было бы почти невозможно объяснить, если только не взглянуть на ситуацию в областном центре в совокупности и с высоты уже последующих, известных нам событий. Сами посудите: газовые сети втихую приватизированы. Электрические сети в лице ОАО «Орелоблэнерго» тоже почти в частном кармане «нужных» людей: госпакет акций предприятия к тому времени, как теперь стало известно, уже решено было «продать» за копейки самим себе как бы в счет долгов обладминистрации перед «Внешэкономбанком». А тут и тепловые сети «подоспели»: если бы суд признал за муниципальным предприятием долг в 134 миллиона, то его можно было бы забрать в областную собственность, а потом без лишнего шума пустить по проторенной «приватизационной» дорожке. В счет же долгов МУП ЖРЭО можно было бы попытаться привлечь к субсидиарной ответственности и вообще весь областной центр: у него еще достаточно собственности осталось…
Но вот тут как раз и случился «облом»! МУПы доказали в судах, что ни в самом соглашении не было ни слова о какой-то «возвратности», ни в законах Орловской области о бюджетах и их исполнении за соответствующие годы ничего подобного не предусматривалось. Да и вообще погашение задолженности перед ОАО «Орелэнерго» осуществлялось в рамках расходных обязательств Орловской области в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ. В результате 12 декабря 2006 года решением арбитражного суда Орловской области по делу А48-3867/06-7 в иске Орловской области в лице Коллегии Орловской области было отказано. Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Центрального округа 10 мая 2007 года это решение оставила в силе.
Тут надо еще добавить пикантную деталь в развитие сюжета: «Орелэнерго» в судах поддакивало администрации, дескать, да, неосновательно мы получали деньги за МУПы. Ну что же, когда муниципальные предприятия отбились от исков, власти подали в суд… на само «Орелэнерго»: неосновательно получали — так возвращайте! Более того, чиновники заявили, что раньше они ошибались в расчетах, а на самом же деле речь идет о 170,6 млн. рублей долга. Однако и этот суд обладминистрация проиграла!
Казалось бы, вопрос исчерпан. 22 июня 2007 года ОАО «Межрегиональная распределительная компания Центра» сообщило МУПП «Орелгортеплоэнерго» (исх. № 2758), что в рамках соглашения от 2002 года ОАО «Орел-энерго» погасило задолженность этого муниципального предприятия в сумме 110,8 млн. рублей. 2 июля 2007 года между заинтересованными сторонами был составлен акт сверки расчетов по плате за покупную тепловую энергию за 2004—2005 годы, подтверждающий отсутствие задолженности.
Но… Как говорится, надо уметь находить подходы. Областная администрация подала кассационную жалобу на решение суда по иску к «Орелэнерго». И эта компания, уже выигравшая дело в суде… вдруг отыграла назад: пошла на мировое соглашение с властями, по существу признав долг в 170 с лишним миллионов рублей! А 18 марта 2008 года между ОАО «Орелэнерго» в лице заместителя генерального директора ОАО «МРСК Центра» — управляющего директора ОАО «Орелэнерго» С. В. Зорина и Коллегией Орловской области в лице первого заместителя губернатора и председателя Коллегии В. А. Кочуева был заключен договор № 1 «уступки права требования». То есть ОАО «Орелэнерго» как бы уступило, а Коллегия Орловской области как бы приняла права требования к МУПП «Орелгортеплоэнерго» в сумме 170 636 027,5 рубля.
Специалисты, которые ознакомились с этими документами, честно говоря, обалдели: просто из воздуха «умельцы» областной администрации пытаются «сделать» 170 миллионов! Во-первых, областной Совет, как и прежде, «договор № 1» не узаконивал. Во-вторых, в полномочия первого заместителя губернатора и председателя Коллегии не входит заключение и подписание договора от имени Орловской области, так что налицо явное превышение этих самых полномочий. Но главное: если долги в результате, по вашему же договору, оказываются непогашенными, то куда же вы подевали бюджетные деньги, выделявшиеся на погашение этих долгов? Вот вам сразу нецелевое использование бюджетных средств. Не говоря уже о том, что согласованные действия высшего органа исполнительной государственной власти субъекта РФ — Коллегии Орловской области и ОАО «Орелэнерго», получается, направлены на доведение до банкротства МУПП «Орелгортеплоэнерго» — предприятия, являющегося основным поставщиков тепловой энергии населению областного центра и учреждениям социальной сферы. А в чьих карманах в конечном счете оказываются обанкроченные предприятия жизнеобеспечения, в Орловской области хорошо известно. Что называется, картина маслом — 2. Или уже — 3?..
Так что, возвращаясь к инициативе Егора Семеновича… Вот прекрасный повод развернуться во всю мощь новой антикоррупционной структуре! А поручить это благородное дело губернатор может своему первому заместителю В. А. Кочуеву: он как раз в теме. Надо только, как всегда, правильную резолюцию написать, типа: «Прошу вернуть нашу собственность, взятую без нашего согласия». Или: «Прошу решить с пользой для народа». А уж подписи под документами, за которые потом отвечать придется, пусть по-прежнему Виталий Алексе-евич ставит, ему не впервой…
Единственная мелочь, которая омрачает доброе начинание: еще за два дня до выступления губернатора, в пятницу, 23 мая, депутат облсовета П. А. Меркулов уже начал рассылать коллегам-депутатам обращение с призывом создать комиссию по борьбе с коррупцией. Придумал же: депутаты должны контролировать исполнительную власть! Лезет вечно, куда его не просят. На Орловщине чиновники сами кого хочешь проконтролируют. В том числе — и сами себя. С пользой для народа, безусловно, и в точном соответствии с указаниями президента и правительства.
Юрий Лебёдкин.