Орловская искра № 3 (1371) от 26 января 2024 года

История, которая пишется на наших глазах

Тем, кто еще сомневается в необходимости специальной военной операции, нужно обязательно увидеть экспонаты выставки под названием «Донбасс—Россия. История и современность». В Орловском военно-историческом музее она открылась, как и в других городах России, по поручению президента В. Путина: настала пора фиксировать, документировать историю Российско-украинского конфликта и озвучивать подлинную историю Донбасса и Новороссии, пока наши «не братья» в силу преступной самонадеянности не переврали ее окончательно. Экспонаты выставки наглядно свидетельствуют о том, что было и что произошло потом.

Вот стоит донбасский шахтер в спецовке — символ мирного труда на некогда едином пространстве великой страны. А вот флаг Луганской области «независимой» Украины в кольце звезд Евросоюза. Рядом — большая цветная фотография молодой женщины, «зигующей» вместе со своим белокурым малышом на фоне полотнища со свастикой.

Не убедительно? Тогда вот еще один «артефакт»: простые украинские парни растянули перед объективом фотокамер флаг нацисткой Германии образца 1933—1945 годов. Или вот еще — обыкновенная вилка с «восточного фронта»! Но присмотритесь — вот там, в верней части выгравирована все та же гитлеровская свастика.

Почему вдруг все это стало так дорого украинцам? Наши оппоненты говорят, что они просто хотели в Евросоюз, а Путин за это начал их бомбить. Но видимо, попасть в «дружную семью европейских народов» невозможно иначе как через отречение от всего того, что мы называем теперь русским миром.

А кто первым объявил ему войну на уничтожение? Правильно! Немецкие нацисты — эта порожденная всей предшествующей европейской историей сила, пообещавшая старушке Европе раз и навсегда решить «восточный вопрос».

И Европа склонилась перед нацизмом, не слишком сопротивляясь. И сегодня уже никак иначе не получается у наших «не братьев»: путь в «цивилизованный мир» для них лежит только через Россию — военным походом со свастикой на знамени, со свастикой на предметах обихода, со свастикой в мозгах как радикальным символом «антиРоссии». Ведь Россия многое может принять и простить. Но только не свастику! Вот уж поистине — «отличительный знак»!

Директор школы № 5 г. Луганска Ирина Андрух в свое время прислала Орловскому военно-историческому музею подборку учебников, изданных для «промывания мозгов» луганским детям, которые должны были перестать чувствовать себя русскими. Тоже впечатляющая картинка!
Хорошо бы еще сделать видео-экспонатом выставки тот новостной сюжет 2014 года, когда ополчение ДНР в первый раз выдавливало укронацистов из Мариуполя. Тогда одна из жительниц города сказала российским телевизионщикам, что она не хочет, чтобы ее внуки исповедовали бандеровскую идеологию и что именно поэтому она поддерживает наступление ополченцев.

Простая женщина Донбасса, не полевой командир, может быть даже — украинка по рождению. Но она выразила суть донбасского, да и крымского неприятия киевского переворота: украинский национализм был и остается для нас чуждой, враждебной, привнесенной извне силой. И если он стал «управляемым» и «ручным «для Европы, то для нас он остается зверем, от которого пахнет гарью Хатыни и кровью Волыни, за которым сегодня, как пехота за танками, прячутся апологеты агрессивных идей трансгуманизма и откровенного сатанизма.

И может быть, до 2014 года вот этот комплект подарочных значков, символизирующий «стремящуюся в Европу» Луганщину и не произвел бы такого зловещего впечатления. Но теперь это весьма знаковый артефакт. Его подарил музею Олег Мамедов, воевавший добровольцем за Донбасс с 2014 года.

Европейская мишура не обманула его, как не обманула и Павла Сидорова, председателя правления областной общественной организации «Военно-патриотический клуб памяти 81-го Апшеронского пехотного полка». Это именно он, Павел, привез в музей звездно-европейский флаг прежней Луганской области, которую «независимая» Украина хотела утянуть с собой в евроомут. Казалось бы — где Апшеронский полк, а где киевский майдан? Но в том-то и дело, что и в глубинах нашей общей с украинцами истории не было места агрессивному национализму и идеям типа «Украина — не Россия». Павел в день открытия выставки привёз в музей новые экспонаты, среди которых хвостовая часть отстреленной гранаты РПГ-7 с нацарапанной на корпусе надписью па чистом русском языке: «Смерть москалям»…

И вот оно — знамя Донецкой народной республики! Как решительное «Нет!» украинскому евромайдану, как адекватная реакция на раскол и посеянную в Киеве вражду. Среди экспонатов выставки знамя ДНР оказалось благодаря сотруднику Донецкого республиканского краеведческого музея Николаю Склярову. Он же передал в экспозицию осколки украинских боеприпасов, найденных в помещениях музея, разрушенных обстрелами националистов.

На стендах и в электронной памяти трех огромных телевизоров много разнообразной информации. Но, пожалуй, больше всего поражают воображение такие экспонаты как, например, документы молдавского наемника, воевавшего на стороне укровермахта.

Или вот этот узковатый на русский взгляд коробок спичек с символикой Евросоюза, найденный где-то на позициях противника. Мирный коробок как привет из «цивилизованного мира», но приехавший на Добасс на вражеской броне.

Вещи иностранных наемников, и особенно национальный флаг объединённой Германии, найденный там же — в украинских блиндажах под Марьинкой — вызывают вполне определенные ассоциации. Вот из такого противотанкового ракетного комплекса наши бойцы опять били немцев и немецкие танки! Эти предметы стали историческими артефактами благодаря Сергею Горе. Гора — это не фамилия, а позывной действующего бойца мотострелковой бригады «Оплот» им А. Захарченко.

А Павел Овсянников — председатель правления орловской областной общественной организации «Союз десанта и специальных подразделений» привёз с Херсонщины части ракеты «Точка-У», сбитой нашими бойцами. Эти зловещие обломки явно доминируют среди экспонатов выставки.

Бесформенную часть украинского реактивного беспилотника Ту-141 «Стриж», размер которого превышает 14 метров, привезли из зоны СВО офицеры воинской части 03013, дислоцированной в Орле.

А вот фотография удивительного музыкального инструмента, сделанного из отстрелянных гильз крупнокалиберного пулемета. Подпись под снимком: «Башкирский духовой музыкальный инструмент — курай». Теперь это экспонат музея Башкирского добровольческого батальона, защищающего Донбасс от неонацизма.

Вместе с информацией на электронных носителях о прошлом и настоящем русского Донбасса все эти материальные свидетельства времени, которые музей под руководством своего бывшего заведующего С. В. Широкова начал собирать задолго до начала СВО, — все эти бесценные материалы позволяют глубже ощутить и трагедию происходящего и в то же время величие нашей истории, в том числе и той, которая пишется прямо на наших глазах.

Андрей Грядунов.