Красная строка № 23 (459) от 31 августа 2018 года

Из «Мираторга» выжмут масло

Холдинг может возвести на Орловщине свой первый маслозавод за 3,6 млрд. рублей

Один из крупнейших российских производителей мяса агропромышленный холдинг «Мираторг» выходит на рынок масложировой продукции. Компания за 3,6 млрд. руб. намерена построить в Орловской области маслоэкстракционный завод, который должен обеспечивать животноводческие комплексы компании шротом, а на рынок поставлять масло. Эксперты полагают, что при таких планах холдинг не стремится стать лидером отечественного рынка подсолнечного масла, а довольствуется долей в 2—5%.

Соглашение о строительстве маслоэкстракционного завода в Кромском районе Орловщины вчера подписали президент «Мираторга» Виктор Линник и врио губернатора Андрей Клычков. Как сообщили “Ъ-Черноземье” в «Мираторге», речь идет о заводе по глубокой переработке 1,2 тыс. т подсолнечника в сутки, что позволит производить около 170 тыс. т масла и 230 тыс. т шрота в год. Объем инвестиций в проект — 3,6 млрд. руб. Помимо семян подсолнечника также предполагается перерабатывать бобы сои и рапс. Начаться строительство завода может уже в сентябре, завершиться — в 2020 году. Как пояснили “Ъ-Черноземье” в холдинге, шрот будет поставляться на животноводческие комплексы компании, за счет чего она рассчитывает снизить зависимость от сторонних производителей кормов. На предприятии должно появиться 50 рабочих мест, предполагаемый объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней — 64,6 млн. руб. в год.

Пока крупнейшим производителем масла в Орловской области является АО «Орелмасло», мощность которого позволяет выпускать 250 т продукции в сутки. Для «Мираторга» объект в регионе может стать первым отдельным производством масла. Линия по выпуску соевого масла работает на Прохоровском комбикормовом заводе холдинга в Белгородской области, но ее продукция не является основной для предприятия.

На Орловщине инвестиционная активность «Мираторга» в последнее время значительно возросла. В конце января компания объявила о переносе части проекта стоимостью 160 млрд. руб. по созданию свиноводческого дивизиона из Курской области в Орловскую из-за нехватки земли.

А в июне стало известно о намерениях холдинга до конца 2018 года открыть в том же регионе селекционно-семеноводческий центр по производству семян многолетних трав. За 800 млн. руб. компания намерена обеспечить качественными семенами собственные растениеводческие хозяйства, снабжающие животноводческие дивизионы холдинга, а в перспективе и поставлять продукцию на рынок.

Перспективы российских производителей масла во многом связаны с экспортной программой Минсельхоза, где рассчитывают, что объем экспорта продукции масложировой отрасли вырастет с $3,12 млрд. в 2017 году до $8,55 млрд. в 2024-м.

Для этого ведомство добивается дополнительного финансирования из федерального бюджета. Один из крупнейших проектов отрасли, ориентированный на экспорт, может реализовать группа «Благо» Аркадия Фосмана. Она, в частности, планирует модернизацию мощностей по гидратации растительных масел на двух воронежских маслозаводах — собственном в Верхней Хаве и арендуемом в Эртиле (подробнее см. вчерашний номер “Ъ‑Черноземье”). «Мы видим потенциал в увеличении доли экспорта как за счет уже существующих рынков сбыта, так и за счет огромных перспектив в азиатском регионе», — поясняли ранее в «Благе». Впрочем, аналитик «IFC Markets» Дмитрий Лукашов полагает, что масложировая продукция не так ликвидна, как сахар и зерно, на мировом рынке, хотя емкость азиатского направления достаточна для реализации экспортных планов крупнейших российских компаний.

«В структуре себестоимости мяса затраты на корма составляют до 45–70%, поэтому в конечной стоимости продукции объем таких затрат будет достаточно ощутим, а при удорожании кормов первым делом растут отпускные цены, — напомнил аналитик ИК «Алор» Алексей Антонов. — Стоимость кормов зависит и от сезона. В период пика сбора зерновых культур она обычно снижается, но в холодный период и весной может достигать высоких показателей. Поэтому стремление перейти на собственную сырьевую базу, а также обеспечить фермы собственным шротом для «Мираторга» — логичный шаг, тем более что у компании регулярно увеличивается поголовье».

«Что касается выхода холдинга на рынок подсолнечного масла, то здесь вряд ли стоит ожидать от него заявки на лидерство на рынке. Скорее, он займет небольшую нишу в пределах от 2 до 5%, сможет реализовывать продукцию в рознице как через крупные сети, так и через собственные торговые точки, которые компания активно развивает», — добавил господин Антонов. По его данным, сегодня лидером отечественного рынка подсолнечного масла остается холдинг «Юг Руси» с долей 27%.

Олег Мухин.
«Коммерсантъ» (Воронеж)
№ 156 от 30.08.2018 г.

самые читаемые за месяц