Орловская искра № 24 (1245) от 2 июля 2021 года
К антиномии Толстого всё-таки стоит прислушаться
«Не убий» — так называлась статья Льва Толстого, в которой он на весь мир провозгласил свои пацифистские взгляды в 1891 году. Так же называется и выставка, которую привезли в Орел сотрудники музея-усадьбы «Ясная Поляна» во главе со своим директором Е. А. Толстой. Открытие состоялось 30 июня в одном из залов Военно-исторического музея.
Сам по себе выбор темы — пацифизм великого русского писателя — уже вызывает вопросы. Казалось бы, толстовская философия непротивления злу давно и твердо осуждена. Но на выставке представлены выдержки из многочисленной переписки Льва Николаевича с соотечественниками и западными адресатами, где он развивает именно эти свои взгляды.
Для широкого круга советских читателей толстовское отношение к войне было зафиксировано словами одного из его же героев. Кто из советских школьников не помнит проникновенные слова А. Болконского перед Бородинским сражением: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. И надо понимать это и не играть в войну…» И из дальнейшего контекста этого монолога становится понятно, что если уж это гадкое дело русскому народу навяжут, то такому любителю военных «игр» мало не покажется. Вместе с тем поздний Толстой отрицал даже «солдатчину», то есть армейскую службу как «школу убийства».
Но в 2021 году сложность этой антиномии, кажется, почувствовали все, кто присутствовал на открытии выставки в стенах Военно-исторического музея. И удивительное дело — все выступавшие говорили правильные вещи, вроде бы и не споря с Толстым, не опровергая его.
Тон задал В. А. Ливцов, известный орловский краевед и профессор Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС. Он обратил внимание собравшихся на тот факт, что в современном мире, в отличие от 60—70-х годов прошлого века, как-то вообще незаметно общественное движение за мир, а протестов против войны, которая уж давно тлеет, а то и полыхает в разных частях мира, что-то не видно. А далее выступающий отметил, что Толстой в свое время напомнил миру о важнейшей библейской заповеди «Не убий» как об абсолютном требовании ко всем живущим на земле.
А что, и впрямь — Христос был первым пацифистом: он не оказал ни малейшего сопротивления своим палачам и призвал людей зло побеждать добром. Иначе это можно выразить так: не умножайте своими, даже правильными, действиями количество зла в этом и без того несовершенном мире. Но в Евангелии сказано и другое: «Поднявший меч от меча погибнет». Значит, есть прямая закономерность — тот, кто первым пренебрежет заповедью «Не убий», вполне законно рискует быть убитым.
И заведующий отделом военно-патриотического воспитания музея «Ясная поляна» Ю. Н. Савинов совершено неожиданно в контексте всего мероприятия проиллюстрировал, как воплощается эта логическая связь в жизни, а точнее — в нашей отечественной военной истории. Сначала Савинов вспомнил о ветеранах минувшей войны, которые очень не любили вспоминать битвы и героические подвиги, а предпочитали рассказывать о своей жизни на войне.
Что это? Толстовство? Пацифизм? А может, естественная реакция человеческой души, которая, как известно, «всегда христианка»? А потом Ю. Н. Савинов поделился последними открытиями своей поисковой работы, в ходе которой восстанавливаются по крупицам трагические события 1941 года. И на фоне стендов с пацифистскими высказываниями Толстого ожили эпизоды беззаветного мужества бойцов Красной Армии, некоего политрука-окруженца, стариков и детей из местных сел. И дубина народной войны своей тяжестью и посвистом самым естественным образом нашла отклик в сердцах присутствующих. Это видно было по реакции слушателей, в том числе и авторов выставки.
А В. А. Ермаков, орловский писатель, публицист и постоянный участник Яснополянских международных писательских встреч, сказал, что само понимание пацифизма в России приобрело некий особый оттенок: мы пацифисты до известной «красной черты».
Так прав или не прав Лев Толстой в своих «непротивленческих» воззрениях? И да, и нет. Да — потому что, как видно из исторической дали 21 века, насилием человечеству по сей день так и не удалось решить ни одной из своих проблем — люди не стали лучше, а поверженных ранее завоевателей сменили другие, более изощренные и жестокие. Умножение зла в этом мире налицо! И это после всех «прогрессивных» и даже освободительных войн и революций.
И в то же время — нет, не прав, потому что того, кто в безумии своём поднимает оружие на тебя, на твоих близких или твою страну, нужно остановить обязательно. И солдаты нам еще понадобятся. К сожалению.
Но в одном Лев Толстой и его поздние последователи правы безусловно — насилие и войны нужно вовремя предотвращать. В современной культуре, наверное, никто лучше кинорежиссера А. Балабанова не высказался на эту тему: «Думать надо до войны, а во время войны остается только стрелять».
И если подвести итог сказанному, услышанному и прочитанному на стендах выставки, то можно сказать: к позднему Льву Николаевичу, несмотря ни на какие противоречия его учения, все-таки стоит прислушаться. Пришло время. Как, впрочем, и к самому Христу, который завещал нам учиться любить друг друга, свободно и без принуждения.
Ох, и сложной оказалась эта наука! За две тысячи лет так и не освоили — при всей нашей технической развитости и начитанности.
Андрей Грядунов.