Красная строка № 8 (403) от 17 марта 2017 года
Карты абонента: за и против
Третий месяц жители Орла, чьи дома находятся в управлении Первой городской управляющей компании, активно получают карты абонента ЖКХ-центра, которые теперь должны заменить людям привычные квитанции. Лично я бы и знать не знала о таком нововведении, поскольку наш дом обслуживает МУП ЖРЭП (Заказчик). Однако накануне первого марта мне в панике позвонили старики-родители. Они рассказали, что завтра им предлагают какие-то карточки, но какие и для чего — никто не знает, поэтому заранее решили всем домом отказаться.
Мои родители относятся к категории людей «75 плюс», как сейчас модно обозначать возраст, и живут они в одной из хрущёвских пятиэтажек по ул. Металлургов, где все друг друга знают десятилетиями и где все вопросы решаются «обществом» на дворовых лавочках. Не знаю, действительно ли весь дом отказался от карт абонента ЖКХ, но очень многие — это точно.
Как же разобраться в этом вопросе, чтобы потом суметь разъяснить его тем, кому за 70 и кто получает пенсию дома, не имеет ни одной пластиковой карты — ни зарплатной, ни кредитной, ни дисконтной, не пользуется банковским терминалом и компьютером и понятия не имеет, что такое личный кабинет?
Для начала надо признать, что остановить внедрение электронных квитанций в сферу ЖКХ уже невозможно. И это продиктовано вовсе не чьей-то личной прихотью, а является законодательной инициативой правительства Российской Федерации. Переход к электронному счёту обусловлен появлением Государственной информационной системы — ГИС ЖКХ. В статью 155 Жилищного кодекса уже внесена поправка, согласно которой получаемый счет–квитанция может быть не только традиционным бумажным, но и электронным.
Строго говоря, сам бумажный «квиток» на сегодняшний день — лишь носитель штрих-кода, в котором зашифрована информация с нужной суммой. К тому же платежный документ в привычном виде можно распечатать, зарегистрировавшись в том самом личном кабинете абонента на сайте www.kom-online.ru, либо по вашему желанию его могут присылать на ваш электронный адрес.
Словом, хотя электронные технологии в нашей жизни уже действительно становятся повседневностью, присмотримся к новшеству в сфере ЖКХ повнимательнее. Для начала обратимся к информации, распространяемой самим ЖКХ-центром и Первой городской управляющей компанией, и попробуем её проанализировать с позиции скептиков.
1. Итак, что такое карта абонента ЖКХ-центра?
Это пластиковая карта, похожая на банковскую, отвечают коммунальщики. Она позволяет оплатить жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с помощью терминалов оплаты Сбербанка, у оператора Сбербанка или почтового отделения. Принцип оплаты тот же, что и по бумажным носителям, но таскать с собой ворох бумажных квитанций, которые с каждым годом становятся все длиннее и больше, стоять в очередях, хранить квитки три года на случай, если вдруг возникнет вопрос о задолженности, — теперь не придётся.
Однако с точки зрения рядового горожанина бесспорно только то, что это пластиковая карта, похожая на банковскую, и что оплатить с ней ЖКУ можно там же и так же, как вы делали это раньше. Что касается вороха бумажных квитанций, то вам всё равно придётся носить его с собой ещё очень долго, поскольку эта карта заменяет вам только одну квитанцию — ту, что присылает управляющая компания (будь это единый платёжный документ, и вопросов бы не было). Все остальные начисления — за газ, телефон, кодовый замок, капитальный ремонт, телевидение — вам будут приходить на бумажке. Вам всё так же придётся стоять в очередях в банке или на почте, хранить если не квитки, то чеки об оплате. И если возникнет вопрос о задолженности, разбираться с ним будет не проще, чем имея на руках помесячные оплаченные бумажные квитанции.
2. Какая информация содержится на карте?
Коммунальщики разъясняют, что карта абонента ЖКХ-центра содержит информацию о лицевом счёте плательщика и идентификатор, который привязан к электронному реестру начислений за жилищные и коммунальные услуги. На лицевой стороне карты указан адрес и лицевой счёт. На обратной стороне — штрих-код, в котором содержится информация о виде жилищно-коммунальной услуги и получателе платежа. Таким образом, процедура оплаты существенно упрощается. Свободный доступ ко всей информации, содержащейся на карте, можно получить в ЖКХ-центрах, где будут установлены дополнительные информационные экраны со сканерами. Платежный документ в электронном виде можно увидеть в личном кабинете абонента на сайте www.kom-online.ru, либо на информационных табло в офисах УК.
Скептики же отвечают, что вся информация, которую содержит карта абонента и которую отныне можно будет увидеть только в ЖКХ-центрах на информационных экранах со сканерами или в личном кабинете, сейчас чёрным по белому напечатана в квитанции — сколько и за что вам нужно заплатить. Чем процедура оплаты для человека существенно упрощается — тоже непонятно: что с карты, что с квитанции, что терминалом, что кассиром — с носителя просто считывается штрих-код.
3. Как получить карту?
В определённые дни сотрудники ЖКХ-центра пройдут по домам и разнесут карты владельцам. График опубликован в издании «Коммуналка он-лайн» и на его сайте. Тем, кто не сможет нужного числа отпроситься с работы или по иной причине пропустит визит коммунальщиков, придётся лично обратиться в офисы ЖКХ-центра. Сотрудники (их можно узнать по специальному бейджику) будут вручать карты лично в руки каждому абоненту. Получить её кому-либо вместо вас не удастся.
Но будем говорить откровенно: далеко ведь не все читают «Коммуналку он-лайн» и заходят на её сайт, особенно пожилые люди. Более того, в раздаче карт заинтересована в первую очередь сама управляющая компания. Поэтому если человек не смог отпроситься с работы, лежит в больнице, уехал в отпуск или по любой другой причине пропустил визит людей с бейджиками, то было бы разумно и справедливо, если бы коммунальщики сами нашли способ, как всё-таки застать его дома и вручить ему карту, а не перекладывать эту обязанность на него самого.
4. Что даёт это нововведение?
Во-первых, оно позволит УК сэкономить на бумаге. По подсчётам специалистов компании, ежегодно на бумагу для печати квитанций уходит 17 га леса. Во-вторых, УК сэкономит на услугах по доставке счетов.
В принципе, такие причины нововведения понятны: это выгодно и удобно самой управляющей компании. Но, согласитесь, для скептически настроенного человека такие доводы не станут самыми убедительными.
Пожилые люди должны привыкать к пластиковой карточке, которую надо не потерять, не сломать, не постирать с брюками в стиральной машине. Ведь если такое всё же произойдёт, придётся обращаться в ЖКХ-центр за её перевыпуском. Они озабочены тем, что предъявлять в долговых спорах с управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, если на руках не будет никакого платёжного документа? Они спрашивают, почему нельзя по желанию выбирать, какой носитель для оплаты жилищно-коммунальных услуг использовать? По крайней мере, до тех пор, пока это не станет законом, обязательным для всех. А как передавать показания счётчиков? Что делать, если УК ошиблась в начислениях? Если собственник квартиры в ней не проживает лично? Если недоплатил или переплатил? Если потерял или сломал карту два, три, четыре раза?
Словом, вопросов, пусть, может быть, в чем-то и наивных, от незнания — много. Вот почему хотелось бы, чтобы процесс перехода на карточки был спокойным, поступательным, чтобы он не пугал до смерти наших стариков, не создавал дополнительных проблем и не служил яблоком раздора между управляющей компанией и теми, кого она должна обслуживать. Ведь уживаются рядом банковские карты и наличные деньги, суперсовременные мобильники и стационарные дисковые телефоны, компьютеры и книги в бумажном переплёте, 3D-кино и театр. Так не стоит ли обдумать возможность на время переходного периода параллельного использования бумажных квитанций и пластиковых карточек? Это было бы разумно. И если то, что предлагает сегодня Первая городская, действительно лучше, оно постепенно, но неизбежно вытеснит предшественника.
Светлана Леонидова.