Орловская искра № 43 (1312) от 11 ноября 2022 года
Крепкая семья начинается с экономики
На последнем заседании Орловского областного Совета депутаты приняли обращение в Правительство РФ и Министерство просвещения о сохранении традиционных семейных ценностей.
В обращении предлагалось «рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующие федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования в части включения предмета «Основы семейной жизни» с 8 класса …, а также разработать и внедрить… единую учебную литературу, позволяющую вооружить молодое поколение знаниями и умениями, необходимыми для счастливой семейной жизни».
Депутаты за обращение проголосовали, дело ведь нужное — из демографической ямы пора выбираться.
Однако никто не задал вопрос, насколько подобное воззвание является актуальным и своевременным ответом на сегодняшние вызовы. Поэтому давайте проанализируем текст документа и поразмышляем над заявленной темой.
На первый же взгляд обращение орловских парламентариев выглядит как попытка помахать платком поезду, находящемуся уже на следующей станции.
Почему-то инициаторы послания не провели мониторинг законотворческой деятельности и не проследили за позицией Министерства просвещения по данному вопросу и, как следствие, отстали от жизни, иначе сделали бы вывод, что в обращении нет никакой необходимости.
На официальном сайте Министерства просвещения 25 марта 2021 года была размещена информация следующего содержания: «В новые учебники по обществознанию добавлен курс по изучению института семьи. Об этом рассказал Министр просвещения Сергей Кравцов в ходе встречи с депутатами Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.»
С тех пор прошло более полутора лет. Может, орловские депутаты не доверяют путинскому кабмину и таким образом напоминают федеральным властям об их же инициативах? В противном случае это выглядит так, будто народные избранники не в курсе событий, происходящих в стране.
По задумке министерства курс «семьеведения» должен состоять из 50 часов, в течение которых старшеклассники узнают, «что такое семейные ценности», «как отличить любовь от влюбленности», «зачем людям отношения», также школьники обсудят нормы семейного права и возможные варианты выхода из семейных конфликтов.
При этом отдельный предмет в министерстве вводить сочли нецелесообразным из-за перегруженности школьной программы.
Кстати, еще до сообщения министра в 38 регионах страны подобные курсы уже существовали много лет в рамках внеурочной работы. Кто мешал нашим депутатам обеспокоиться счастливой семейной жизнью будущих выпускников школ на областном уровне ранее?
При этом текст обращения начинается весьма пафосно: «Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.»
Однако представленный полет мысли к труду составителей обращения никоим образом не относится, так как это отрывок из чужого произведения. Копирование текста осуществлено слово в слово из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторами которой являются Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А., работа вышла в печать в московском издательстве «Просвещение» в 2009 году. К этому следует добавить, что цитата в документе приведена без кавычек. Не думаю, что министру просвещения будет очень интересно прочесть старую методичку.
Идея преподавания школьникам семейных взаимоотношений витала в воздухе еще в 60-е годы прошлого века. В то время известный педагог советской школы Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Жизнь требует того, чтобы для юношей и девушек в старших классах средней школы был введен курс о культуре взаимоотношений в семье, о браке, рождении и воспитании детей. И читать этот курс должен духовно богатый, морально прекрасный человек».
В наши дни российские регионы по-разному подошли к решению кадрового вопроса. В одних школах курс ведут учителя-предметники — литературы, истории, музыки, географии, имеющие большой жизненный опыт, в других — была проведена обязательная переподготовка.
Впрочем, коммерсанты и здесь подсуетились. Например, Европейская академия за 5600 рублей предлагает дистанционные курсы объемом 520 часов по программе переподготовки «учитель семьеведения», как утверждает учебное заведение, программа разработана в соответствии с ФГОС.
Если вспомнить судьбу курса, появившегося в 80-е годы двадцатого века, (авторы обращения его, конечно же, не застали и судить о нем могут только по чужим отзывам), то его закономерно ждало исчезновение из школьной программы, так как факультативные уроки обычно проводятся формально, домашних заданий по ним нет, оценки не ставят, поэтому школьникам они не интересны, а учителя стремятся их использовать под классные часы или дополнительные занятия с отстающими.
Вместо того, чтобы раскрыть причины большого количества разводов в России, а они в прошлом году в целом по стране составили 70% от числа браков (в Орловской области показатели оказались несколько выше — 74%), депутаты в первую голову озаботились другой проблемой.
Пугающее звучит фраза «в настоящее время наблюдается характерная тенденция последних лет во всем мире — быстрый рост числа трансгендеров среди подростков». Неужели и в Орловской области тоже? Далее: «Широко распространяются идеи бездетности как сознательного выбора («чайлдфри»)».
И здесь региональные парламентарии вновь опоздали. 9 сентября текущего года в Госдуму был внесен законопроект о запрете пропаганды идей «свободы от детей» среди несовершеннолетних.
Чтобы понять мотивы членов движения «чайлдфри», захожу в чат одной из подобных российских групп. Многие подписчики канала состоят в обычном браке, но детей заводить не торопятся, в основном из-за нежелания выйти из зоны комфорта и попытки избежать социальных проблем. Это и не удивительно: более двадцати лет государство создавало общество потребителей, а не созидателей.
Большинство разводов в России приходится на возраст 25—29 лет, и не одна семейная лодка разбилась о скалы быта. В этой связи более важной задачей является формирование у старших школьников сведений о совместном ведении домашнего хозяйства.
Если мы обратимся к исследованиям ВЦИОМ, то увидим, что большинство россиян, отвечая на вопрос о причинах развода, ставили на первое место экономические трудности. Если молодая семья скитается по разбитым съемным квартирам, имеет неустойчивое материальное положение, а будущее рисует исключительно в черных красках, то волей-неволей приходится записываться в «чайлдфри».
А если бы каждой семье по квартире в 100 с лишним квадратов и зарплатой, как у депутатов Госдумы, тогда бы демографическая ситуация сразу начала выправляться.
К этому следует добавить, что российские чиновники постоянно напоминают гражданам, чтобы те рассчитывали в этой жизни только на себя: «государство не просило вас рожать», «это выбор ваш — заводить детей», если не хватило места в детском саду, то «сидите сами до трех лет, договаривайтесь с бабушками, нанимайте няню, как все делают», «пусть о вашем ребенке отец его, деды думают», «пока вы платите ипотеку и, если вы не можете содержать своих детей, можете написать заявление, чтобы детей взяли в детский дом» — перечислять чиновничьи перлы можно до бесконечности. При этом законотворцы пока не выступили с инициативой принимать экзамены на знание этики у людей, поступающих на государственную или муниципальную службу.
Кроме того, само государство в настоящее время не имеет достаточных финансовых средств на популяризацию традиционных семейных ценностей. Так, в бюджете Орловской области, принятом в первом чтении, на каждый год запланировано всего 70 тысяч рублей на «создание условий для пропаганды семейных ценностей и социальной значимости института молодой семьи; поддержку молодых граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию».
Так что пока кризис института брака в России идет параллельно с кризисом в экономике.
Елена Боровская.
Член Орловского городского
Совета сторонников КПРФ.