Орловская искра № 13 от 5 апреля 2019 года
Куда уйдем со школьного двора?
Попытка властей «реорганизовать путем присоединения» школу в деревне Победное Залегощенского района натолкнулась на решительное сопротивление местных жителей, которые за лукавым формулировками сразу почувствовали реальную опасность: школу по месту жительства хотят закрыть, чтобы не тратиться на ее содержание. Вышел громкий скандал. И на областном уровне было принято решение — победненскую школу не трогать.
И. о. руководителя областного департамента Т. Крымова побывала в Покровском районе, где местные власти намеревались реорганизовать сразу несколько школ. Администрация области призвала местное начальство быть осмотрительнее и не рубить сплеча.
Но процесс, видимо, пошел, и остановить его будет не так легко. «Орловская искра» с репортажем из Победного вышла 29 марта (№ 12), а днем раньше в Орловском районе местный Совет народных депутатов принял решение о проведении опроса жителей Станово-Колодезьского сельского поселения. Всё, словно под копирку, как и в Залегощенском и в Покровском районах: там тоже началось с опроса жителей: «Считаете ли вы возможным реорганизацию общеобразовательного учреждения такого-то в форме присоединения к общеобразовательному учреждению другому?».
В Орловском районе дамоклов меч реорганизации навис над двумя школами — Калининской и школы им. А. И. Бабухина. И ту, и другую власти решили присоединить к общеобразовательному учреждению, расположенному в Становом Колодезе — центральном населенном пункте одноименного сельского поселения.
Но вот что пишут родители детей, обучающихся в МБОУ «Калининская основная общеобразовательная школа» в письме на имя первого секретаря обкома, члена Совета Федерации В. Иконникова: «Мы пришли к единому мнению — не быть нашей школе филиалом. Наша школа имеет столетнюю историю. Она является центром всего передового, инновационного. В школе проводятся интересные мероприятия, которые мы с удовольствием посещаем. На территории села расположен мемориальный комплекс, за которым ухаживают наши дети. В селе Калинино восстановлена церковь, клуб, работает ФАП, почтовое отделение, есть два магазина… Мы хотим иметь свою Калининскую школу, с ее традициями и историей, а не быть филиалом… Нам предлагают реорганизацию. Но никто не даст гарантий, что школу через 2—3 года не закроют. Не будет школы — умрет село!»
Заметьте, в данном случае речь не идет пока о переводе детей в другую школу, а всего лишь о превращении одной в филиал другой. Но для жителей и это уже тревожный звонок, потому что для авторов письма традиция и история — не пустой звук. И учиться этому лучше всего в школе, которая в полном смысле родная, близкая, через порог которой переступало несколько поколений учащихся — местных жителей. Всё это укладывается в одно общежительное мировоззрение: живем вместе, работаем вместе, учим и воспитываем детей вместе, на родной земле. Здесь, если хотите проявляются отголоски той русской почвенности, которая всегда противостояла разрушительному космополитизму в истории нашего народа.
Весьма характерно, что жители села Калинино судьбу школы не отделяют от социально-экономического положения своего микрорегиона: «Мы обеспечены работой. Молодое поколение остается жить и работать в родном селе. Школа должна функционировать самостоятельно…». Власть должна бы всячески поддерживать такие настроения. Народ хочет укоренить своих детей на селе, видя в этом огромную роль школы — чего лучше? «На данный момент в школе обучается 51 человек, 25 детей посещают дошкольную группу и семь человек ждут своей очереди. В следующем учебном году в первый класс пойдут 9 детей. Молодое поколение прибавляется. Мы хотим, чтобы они учились в родной Калининской школе…», — пишут авторы письма.
К тому же, и мемориальный комплекс в память о защитниках Отечества «выпадет» из воспитательного процесса, если главным связующим звеном между детьми и школой станет автобус. И будет ли у руководства Становоколодезьской школы время, силы и возможности контролировать и поддерживать воспитательный, да и учебный процесс в своем отдаленном калининском филиале?
Примечательно, что, как и в Покровском, и в Залегощенском районах, в данном случае инициатором опроса жителей по поводу реорганизации школы является ни кто иной, как глава района.
Не менее красноречиво выглядит и один из пунктов «Методики проведения опроса», которую депутаты райсовета утверждали как приложение к своему решению: «В случае невозможности принятия решения в том варианте, за который высказалось большинство при опросе, глава Орловского района или Орловский районный Совет народных депутатов должны принять аргументированное решение…».
Любопытно, какие можно придумать аргументы, если жители решительно против реорганизации школ?
Андрей Грядунов.