Красная строка № 22 (328) от 19 июня 2015 года
Легкие деньги кончились. Остап отправился в вояж
Похоже, что в Орле В. Потомскому брать больше нечего, поэтому он ударился в далекий вояж. Впервые в истории орловских губернаторов В. Потомский наладил какие-то отношения с далеким и таинственным Дагестаном. Орловская картошка хлынет в горный край, а оттуда в ответ рекой потекут тонкие шелка и чеканка. Теперь заживем!
«Свободная экономическая зона Орловская область» — уже не хит. Идей у орловского губернатора, как у его любимого литературного героя Остапа Бендера, много, но бензин на их реализацию Вадим Владимирович тратит пока бюджетный. Впрочем, Остап Бендер честно предупреждал Козлевича, что так и будет.
Идеи имеют свойство стремительно стареть. Уже в далеком прошлом орловский аэропорт, четкая работа воздушных ворот третьей литературной столицы никого в России не удивляет. Возвращен в бюджетную гавань орловский Крым с Козловым и Будаговым в качестве приза. Не слышна часто, как прежде, громкая фраза «Честь имею!» в конце самых патетических речей областного вождя. Рыбаков ходит по магазинам и выбирает ремень потолще и покрепче, готовясь стегать и губернатора, и его обслугу. «Кластер» обещает пополнить словарь областных ругательных слов. Врать стало обыденностью. «Свободная экономическая зона» морально устарела в момент своего озвучивания именно по этой причине.
Орловский губернатор в поиске новых идей. В Орле по этому поводу вздохнули с облегчением. Остап взял командировочные из кассы «Рогов и копыт» и куда-то улетел. Это значит, что у Черноморска есть несколько спокойных дней.
Последняя попытка объявить кого-нибудь местным Корейко и «отжать» его бизнес наблюдалась в Орле еще в мае, когда око великого комбинатора легло на пассажирские транспортные перевозки.
Город у нас литературный, почти столичный, поэтому не станем нарушать седые традиции и прибегнем к освященной В. В. Потомским образности.
Идея заключалась в том, чтобы завести в город парк сторонних и простаивающих больших (трехдверных) автобусов, вытеснив местных перевозчиков и освоив их деньги. Еще несколько месяцев назад народ бы испугался и склонил перед очередным «инвестором» выю, однако череда смешных художеств пришлого сына турецко-подданого заставила наблюдательных людей сделать вывод, что в «Союз меча и орала» жертвовать не обязательно, а вопрос: «Вы в каком полку служили?» — никаких последствий за собой не влечет.
Понял это и руководитель некоего образного муниципального образования Бенников. Испуганный поначалу, как и большинство, крупногабаритной фигурой, свалившейся на город с небес, он, понаблюдав за комбинациями Остапа, пришел к выводу, что Бендер «просто разводит людей, как лохов». Поговорив с одним, другим, согласился, что комбинатор в образном муниципальном образовании — не надолго. После чего последовал вывод: «Бендер уедет, а нам здесь жить».
Появилось ощущение некоей черты, за которую отступать нельзя. В описываемой местности такой чертой стали пассажирские транспортные перевозки. В Орле они кормят порядка пяти тысяч человек (со смежными профессиями).
Муниципальное образование, которым руководил Бенников, было похоже на Орел. Там тоже, как у нас, было пять-шесть крупных перевозчиков — владельцев транспортных «компаний». Остальные участники «бизнеса» назывались образно «человек-автобус». То есть люди за баранкой работали на себя. Вытеснить их с рынка означало оставить значительное количество народа без заработка. Бенников, как коренной житель, любящий не только снимать сливки, но и знающий о существовании коровы, дающей молоко, с которого снимают сливки, — понял, чем грозит его муниципальному образованию интервенция автобусных инвесторов. И включил тормоза, сказав Бендеру «нет». Остап удивился и принялся уговаривать прежде покладистого человека. Он предложил Бенникову должность руководителя областного департамента строительства, топлива, жилищ, комхоза, машин и дорог, обещая в ближайшее время отправить действующего руководителя Энигму в расход или на повышение. Сошлись на 50 автобусах, которые будут со стороны запущены в город. В обмен Бенников должен был получить должность руководителя сложного департамента и пообещать в ближайшее время не проводить конкурс перевозчиков (чтобы не помешать сторонним «инвесторам» безболезненно войти в бизнес).
Однако активность, которую развил великий комбинатор, настроила против него даже привыкшие к любым унижениям местные «элиты», не готовые, тем не менее, по приказу продавать билеты в прежде бесплатный Провал. Образовалась фронда, относящаяся к Уголовному Кодексу с большим опасением, чем к нему относился Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Бенников нарушил устные договоренности и примкнул к недовольным, полагая, что дальше Орла его всё равно не сошлют, а Остап — сегодня здесь, а завтра? Завтра его неопределенно.
Существенную роль в выборе данной позиции сыграл и аргумент «тебя всё равно кинут», высказанный целым рядом орловских предпринимателей, гостивших в это время в образном муниципальном образовании.
Став частью фронды, глава администрации городка тут же приказал проводить конкурс на право пассажирских транспортных перевозок. Губернатор попытался вызвать фрондера на ковер, но Бенников промыслительно сломал ногу. Больного заменил его зам, назовем его г‑ном Бородатых. Он начал разбираться в проблеме. Ему объяснили, что сроки конкурса подошли (это, действительно, так), поэтому все по закону.
Бородатых вызвали к Бендеру, который вызванного долго вербально мучил. Бородатых не выдержал глумления и приказал транспортному управлению конкурс отменить, «пельмени разлепить». Конкурс, недавно объявленный, тут же отменили.
Но никто из местных, даже самых толерантных, относящихся к насилию как к производственной гимнастике, не хочет неприятностей. Они объяснили проводникам автобусной интервенции, чем она грозит Орлу, где для беспорядков не нужна Болотная площадь; в котором такие дороги, что движение может остановить один упавший велосипедист. Далее они предложили представить, во что превратится областной центр, когда его главную транспортную артерию перекроют «ПАЗиками», «Газелями» и «Хендаями» потерявшие работу хозяева маршрутов и водители.
Но не только эта картина определила дальнейшие события. Все решила экономика. Вот прямая речь одного из перевозчиков (у них что в Орле, что в образном муниципальном образовании, где главой администрации — Бенников, одна судьба):
— Еще Сафьянов, когда был мэром г. Орла, пытался завести в город транспортную компанию с большими автобусами. Но он заводил умных людей. Они приехали, изучили пассажиропоток, посчитали, развернулись и уехали. Мы копошимся в этом болоте от безысходности, ведь здесь ни работы нет, ничего. Вложены деньги, взяты кредиты, есть обязательства перед банками. Мы этим «бизнесом» вынуждены заниматься. Это как чемодан без ручки — и тащить тяжело, и бросить жалко. Какая-то копеечка капает, ну, и слава Богу. Почти у каждого перевозчика в Орле есть какой-то приработок. У одного — магазины запчастей, у другого — баня, еще что-то для транспортника немыслимое — пирожки печет, шаурмой торгует; третий на своей базе площадки в аренду сдает.
Область у нас маленькая и бедная. Город — ей под стать. А те, кто пришел сюда, чтобы хапнуть и смыться, торопятся, им не до калькуляции. Отсюда — дерганье с конкурсом, отмена, возобновление.
Что касается больших автобусов, то они даже на лизинговый платеж себе не набирают. А еще их нужно обслужить, заправить, заплатить водителям, заплатить налоги. Сделать такой парк прибыльным нереально.
Сейчас самый дешевый большой (трехдверный) автобус стоит 4,5 млн. рублей. Зачем мне тратить 4,5 млн., если я могу купить микроавтобус за 1,3 млн., возить то же количество пассажиров (больше их все равно не наберется) и получать с них те же деньги? Теперь посчитаем обслуживание. Большой автобус я буду заправлять на 2,5—3 тыс. рублей в день, а «Газель» — на 800 рублей. Колеса — хочешь или нет — а раз в год менять надо. Колесо для «Газели» стоит 3 тыс. рублей, а для большого автобуса — 15 тысяч! Масла в первом случае нужно залить 5 литров, во втором — 30, при том, что стоит оно 50 рублей за литр. Ну и так далее.
Большие автобусы сработают в Орле хотя бы «на ноль» только в том случае, если регулярно закачивать в этот проект бюджетные деньги, которых нет. Посмотрите на ПАТП. Его не видно и не слышно, это уже не конкурент. Хочет власть обновить парк больших автобусов по какой-то «хитрой» программе, но в итоге тратить все равно придется бюджет.
Если захотят выдавливать местных, то делать это будут «ПАЗиками», «Газелями», «Хендаями» и тому подобным. Ну и как объяснить местным перевозчикам и пассажирам замену шила на мыло? Дернулись, чтобы «срубить» легких денег — дали задний ход. Возможно, и «отожмут» один-два маршрута, но и только. Так что в нашем болоте есть свои положительные стороны. Брать с нас нечего.
* * *
Такой вот монолог перевозчика. Похоже, что Орел как источник легких денег выпит до дна. Нужны свежие идеи. Губернатор отправился в вояж…
Сергей Заруднев.