Орловская искра № 26 от 12 июля 2019 года

Минфин не хочет ослаблять вожжи

Правительственный час в Совфеде — это одна из форм парламентского контроля. Обычно в его рамках министр или иной приглашенный выступает с докладом по заранее установленной актуальной теме, потом отвечает на вопросы сенаторов, после парламентарии дают оценку и высказывают свои предложения.

10 июля в Совет Федерации был приглашен первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, который говорил о проблеме бюджетного федерализма и недостатка финансовых ресурсов в бюджетах регионов. Об этом сразу сообщили многие федеральные СМИ. Но для орловского читателя, наверное, небезынтересно будет узнать, что своим выступлением Силуанов во многом отвечал на вопрос, поднятый сенатором от Орловской области В. Н. Иконниковым.

«За последние 2 года доля федерального центра в налоговых доходах растет (48% — в 2016, 53% — в 2017, 56% — в 2018), а доля регионов снижается, — сказал Иконников. — Это связано с тем, что последние несколько лет федеральный центр систематически забирает у регионов их собственные доходы. При этом выпадающие доходы компенсируются частично либо передачей нестабильных источников дохода (акциз на алкоголь), либо целевыми трансфертами, которые федеральный центр может забрать в любой момент. В результате регионы лишаются стимула развивать свою экономику, накапливают долги, перестают вкладываться в инфраструктуру без поддержки из федерального центра.
Не пора ли изменить финансовую политику в отношении регионов и начать двигаться в сторону развития их большей самостоятельности, увеличивая доходную базу субъектов и муниципалитетов региона и передавая им обратно налоговые доходы?».

К сожалению, правительство продолжает настаивать на своём: передавать в регионы больше налогов рискованно, так как это может «оголить федеральный бюджет» и привести к более резкому расслоению субъектов с точки зрения их финансового благосостояния.

— Сейчас мы нащупали баланс между уровнями собственных доходов и межбюджетных трансфертов. Менять этот баланс было бы неправильно, — сказал министр финансов.

Многие субъекты обвиняют федеральный центр в том, что при определении региональных целей развития их специфика была учтена не в полной мере, заявил глава Минфина. Из-за этого местное правительство предупреждает о риске невыполнения возложенных на него задач. Однако региональные цели были определены исходя из национальных, обозначенных в указе президента. Несмотря на амбициозность, выполнять их необходимо, настаивает министр.

«Известия» приводят комментарии специалистов. Болезнь федерализма неизбежна в условиях такой большой страны, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее словам, главная сложность связана с избыточной зарегулированностью расходов, поскольку деньги из федерального бюджета выделяются на строго определенные цели, от которых субъектам не разрешено отступать. В результате денег на их собственные проекты, выпадающие за пределы планов центра, зачастую не хватает, а именно они, как правило, наиболее актуальны для региональных задач.

По мнению главного экономиста агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, нынешняя бюджетная политика достаточно жестка по отношению к регионам, однако исходя из негативного опыта прошлых лет, «ослаблять вожжи федеральному Минфину не хочется». Наиболее целесообразно точечно решать проблемы в субъектах — дофинансировать, корректировать цели развития в соответствии с реально достижимыми. В целом задачи, которые стоят перед регионами, вполне выполнимы — если минимизировать риски коррупции и неэффективных госрасходов, добавила Александра Суслина.

Подготовил
Сергей Февралёв.