Орловская искра № 31 от 16 августа 2019 года

МУП ТТП: Похоже, «процесс пошел»…

В начале августа местные СМИ сообщили нам, что директора МУП ТТП, как говорят в народе, «ушли» — вынудили подать заявление об уходе со своего поста по собственному желанию. Теперь все проблемы предприятия «решены». Боюсь, не случилось бы так (дай бог ошибиться!), что преград для уничтожения очередного важнейшего социально-значимого муниципального предприятия — не стало.

Похоже, власти используют метод: нет лидера коллектива, защищающего его права, — проще сладить с таким коллективом, уничтожить его. Сейчас простые работники муниципального предприятия «гудят», но этот гул не услышан властью. А нам, горожанам, станет только хуже, когда уйдёт с пассажирских перевозок главный конкурент «частника», и тогда этот «хозяин рынка» будет всем нам диктовать свои цены, культуру поведения, экологию в городе.

Попытки ликвидации электротранспорта в Орле в 90-е уже предпринимались «демократической» властью, несмотря на то, что он является наиболее надежным, дешевым и экологически чистым видом транспорта. Он обеспечивает график движения, в том числе — и рано утром, и вечером, как положено в цивилизованном городе — до 24 часов, там выше культура обслуживания, безопасность движения…

Но на сей раз власти, кажется, окончательно «закрыли вопрос». Мы от них так и не узнаем фактического положения дел, почему это предприятие все последние годы, при фактическом правлении партии «Единая Россия», едва выживает, а не развивается? Хотя думающим людям и так понятно, что многочисленные пересмотры условий и переделки схемы пассажирских перевозок в городе Орле за последние годы проводились в основном в интересах частных перевозчиков и в ущерб муниципальному транспорту.

Можно смело сказать, что это стало одной из основных причин исчезновения и муниципального автобусного парка. Горожан уже приучили, что после 20-21 часа уехать автобусом на большинстве маршрутов невозможно, что остановки не объявляются, а чтобы выйти где нужно, надо не забыть погромче предупредить водителя. Ко всему этому добавились и некоторые прелести «культуры» перевозки пассажиров, как в стране папуасов…

Попытаемся же сами разобраться, что происходит. Для этого по порядку рассмотрим нарушения, выявленные Контрольно-счетной палатой, и и возражения, которые возникли у специалистов МУП ТТП.

Первый и главный довод KСП насчёт убыточности предприятия — раздутые штаты. На самом деле фактически на предприятии числится 738 человек, недокомплект только водителей и кондукторов составляет около 150 человек, при средней заработной плате всего-то около 14 тысяч руб., в том числе у водителей трамваев — 15 тыс. руб., троллейбусов 17 тыс. руб., что значительно ниже средней зарплаты по транспортной отрасли в г. Орле. При этом с 2016 года сокращено 265 человек. По нормативу же, утвержденному Минтрансом России, на имеющиеся 132 единицы подвижного состава должно быть 1439 человек.

Второе. В службе сбора выручки, где якобы работает 44 человека, на самом деле — 34 человека, а кассиров, работающих круглосуточно, всего 14.

Третье — неэффективные расходы на речные теплоходы, на которые не выделялись деньги из бюджета и которые поставлены на прикол по решению администрации города. Но сами теплоходы у ТТП не изъяты, несмотря на его неоднократные обращения по этому поводу. Они стоят на его балансе, и поэтому предприятие вынуждено их хранить и нести расходы на охрану. Вина явно не руководства ТТП. (Следует добавить, что закрытие движения теплоходов по красивой реке в областном цент­ре само по себе было плохой идеей).
Здесь же отмечается содержание охотхозяйства, которого нет с мая 2017 года. Ясно, что оно содержалось по команде вышестоящего руководства.

Четвёртое — якобы неэффективна ремонтная служба, которая состоит из 8 человек. Но расчеты показывают, что если использовать наёмные сторонние организации для проведения необходимых работ, то это оказалось бы значительно дороже.

Пятое. Отмечены неправомерные расходы, в том числе премии руководству и профсоюзам, материальная помощь работникам, находящимся в тяжелом финансовом положении (для похорон и на лечение). На самом деле, в соответствии с колдоговором эти суммы не превышают установленных нормативов от фонда оплаты на культуру и массовую работу.

Шестое. Есть серьёзный рост кредиторской задолженности за последние годы. Но он связан, прежде всего, с долгами перед ТТП городского и регионального бюджетов. Только последний с 2014 года задолжал 97 миллионов рублей.

Седьмое. В акте КСП приведены явно фейковые расчеты по себестоимости перевозки одного пассажира. Доказывается, что с учетом предоставленных предприятию субсидий и финансовой помощи из бюджетов города и области на одну поездку выделено 19 руб. 13 коп. при при стоимости билета на проезд пассажира 17 руб., а уже в первом квартале 2019 года денег из бюджетов города и области выделено 23 руб. 49 коп. соответственно. Делается попытка доказать, что денег у предприятия было достаточно, чтобы иметь солидную прибыль. Прямо скажем, надо быть специалистами-фокусниками, чтобы превратить убыток в прибыль.

В акте приведены и другие, более мелкие «нарушения», по которым, специалистами ТТП даны, на мой взгляд, убедительные разъяснения.

Интересно отметить, что проверка городской Контрольно-счетной палатой предприятия в 2018 году не только не нашла нарушений в части превышения штатной численности ТТП и других, перечисленных выше, но и отметила, что оно выполняет важную социальную миссию по обеспечению безопасности при перевозке граждан. Более того, КСП констатировала, что в городе Орле установлены неравные условия для осуществления перевозок частными автомобильным транспортом и муниципальным электрическим транспортом, естественно, не в пользу ТТП.

Вот бы куда направить усилия проверяющих и выявить, сколько доходов и налогов потеряно предприятием при изменениях схем движения пассажирского транспорта в городе. Или, к примеру, почему ТТП теряет около 3 млн. руб в месяц после введения ЕСПБ (по сравнению с тем, когда продажу проездных осуществляло само предприятие)? Или почему не ставится вопрос предоплаты из бюджетов города и области за проезд льготных категорий пассажиров, как платит простой пассажир? Однако, меры, принимаемые сегодняшней властью города, устремлены противоположном направлении…

В. В. Васильев.
г. Орел.