Орловская искра № 30 (1208) от 25 сентября 2020 года

На прямую демократию денег явно не хватает

Правительство Орловской области сообщает об интенсивном росте так называемого инициативного бюджетирования в регионе: за три года количество заявок увеличилось на 413 процентов (с 8 до 41), количество муниципалитетов, желающих участвовать в проекте — на 243 процента (с 7 до 24). А с 1 января 2021 года вступает в силу закон, уже подписанный президентом РФ, которым вносятся поправки в действующее бюджетное законодательство и фактически закрепляется уже существующая в России практика инициативного или иначе — партиципаторного бюджетного финансирования, рекомендованного нам Всемирным банком.

Так что же это такое? Инициативное бюджетирование предполагает «участие жителей муниципального образования в определении приоритетов расходования средств местного бюджета, поддержку их инициатив по решению вопросов местного значения, иных вопросов, имеющих приоритетное значение для жителей, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления». В 2016 году 26 регионов России стали участниками соглашения со Всемирным банком при посредничестве нашего Минфина. В 2017 в программе участвовало уже 43 региона, в том числе и Орловская область. На региональном уровне и в областном центре последовательно были приняты постановления «Об утверждении положения о проекте «Народный бюджет»» и «Об утверждении порядка инициирования мероприятий гражданами и их конкурсного отбора для участия в проекте «Народный бюджет»».

Оказывается, сие кушанье уже распробовано в США, Латинской Америке, в Западной и Восточной Европе, в Южной Корее, ряде других стран Азии и даже в социалистическом Китае. А всё началось в 1989 году в бразильском городе Порту-Алегри. За четверть века там было реализовано 7 тысяч предложений жителей по различный местным вопросам, но еще больше народных идей (порядка 70—80 тысяч) было отклонено.

По сути замысла окончательное решение должны принимать специальные комиссии, набранные из инициативных граждан. В Китае, например, в 2005 году были случайным образом отобраны более 200 человек, которые принимали участие в обсуждении проектов, приоритетных для местного бюджета. К реализации, тем не менее, была принята только треть из них. В Орле, судя по постановлению администрации города, тоже предполагается сбор предложений от граждан, но окончательное решение принимает комиссия, в составе которой — сплошь чиновники.

В сентябре на совещании у губернатора А. Клычкова прозвучало, что из 75 мероприятий по заявкам граждан реализовано 10, пятнадцать проектов находятся в стадии оформления контрактов с подрядчиками, пятьдесят — это выполняемые, но пока не законченные работы. Что это за проекты? Ну, например, реконструкция парка Победы в Орле. Контракт с подрядной организацией должен быть подписан в октябре. Или, скажем, продолжающиеся работы в городском сквере Комсомольцев, которые завершатся в последних числах ноября. Вообще по идее партиципаторное бюджетирование включает в себя работы по ремонту и строительству коммунальной инфраструктуры, местных дорог, объектов образования и культуры, благоустройство территорий в городах и поселках.

В основе идеи инициативного бюджетирования не только предложения от граждан по реализации тех или иных проектов местного значения, но и что немаловажно — софинансирование. Всемирный банк настойчиво рекомендует привлекать внебюджетные средства, то есть деньги тех же инициативных граждан и юридических лиц. Но не исключается и бюджетное софинансирование. Например, в Орловской области для проектов в сельских поселениях предполагается субсидия из регионального бюджета в размере 80 процентов от сметной стоимости при пятипроцентном участии местного бюджета. Остальное — внебюджетные средства. Для городов доля муниципальных бюджетов побольше — 10 процентов при 73 — из региональной казны.

Всемирный банк активно открывает в российских регионах проектные центры инициативного бюджетирования, в которых работают обученные по специальным методикам банка специалисты. Провозглашается цель — развитие прямой (непосредственной) демократии на местах — в помощь (или в противовес?) демократии представительной. Но вот заминка: по данным, которые приводят некоторые исследователи этой темы, в России с 2017 года неуклонно снижается доля софинансирования из местных бюджетов и из внебюджетных источников. Зато доля региональных и федерального бюджета в партиципаторном бюджетировании год от года растет и уже составляет в среднем около 80 процентов. Денег у россиян на прямую демократию явно не хватает.

Андрей Грядунов.

Лента новостей

Отчетность