Красная строка № 12 (448) от 27 апреля 2018 года
На пути к «философии общего делания»
«Русский космизм в идеях и лицах» — так была обозначена тема научно-практической конференции, которая прошла 20 апреля в Орловском государственном университете. В ней также приняли участие преподаватели из Москвы и Курска.
Почему именно русский космизм? Ответ на этот вопрос отчасти прозвучал на пленарном заседании в выступлении Валентины Мапельман, доктора философских наук, профессора Московского городского педагогического университета: «На сегодняшний день ситуация прогнозирования будущего человечества находится в очень странном положении. Прогностические процессы, осуществляемые в естественном и техническом направлении, действительно определяют перспективу, которую можно определить как прогноз. А вот в социальном — это даже не предвидение и не предсказание, это некие мечтания «что бы я хотел иметь сегодня?». Почему? Потому что о том, как он хочет жить в отдаленном будущем, человек не имеет ни малейшего представления…».
Сегодня как никогда стране крайне необходима «философия общего делания». Эта формула тоже из русского космизма. Её сформулировал в своё время основоположник этого философского учения Николай Фёдоров. И такая формулировка как нельзя лучше отражает существо дела: России нужна новая вдохновляющая идеология, сохраняющая в то же время в себе определенные исторические традиции, тот опыт, который уже накоплен предыдущими поколениями. Объединяющая роль марксизма как «единственно верного учения» себя исчерпала. Русская православная церковь, увы, за последнюю четверть века с момента крушения прежней государственной идеологии так и не стала объединяющим идеологическим институтом для абсолютного большинства постсоветского общества. Вместе с тем, без «философии общего делания» невозможно никакое движение вперед. Более того, народ, не способный сказать своё слово миру, обречен на гибель и растворение в иных цивилизациях. Поэтому значение темы, обсуждавшейся на конференции в Орле, трудно переоценить. Не потому, что русский космизм — панацея, а потому, что новую философию общего делания надо искать, и, прежде всего, — в глубинах отечественной мысли.
Так что же такое русский космизм? Если обратиться к справочной литературе, то можно прочесть примерно следующее: «Космизм — это религиозно-философское и научное течение. Оно связано с попытками распространения теории эволюции на весь космос. Различают три направления русского космизма: 1) Естественно-научное (Вернадский, Циолковский, Чижевский, Умов). 2) Религиозно-философское (Фёдоров, Соловьёв. Бердяев). 3) Поэтически-художественное (Одоевский, Заболоцкий, Платонов). В русском космизме выделяются две тенденции: 1) Органическая. 2) Проективистская. Первая представлена Вернадским, она воплощена в теории биосферы и ноосферы. Вторая представлена Фёдоровым и Циолковским, она представляет собой ответ человечества на вызов со стороны глобальных проблем: в перспективе человек должен оставить Землю и переместиться в космос».
Но этим, разумеется, не исчерпывается содержание заявленной темы. Речь идет, ни много ни мало, о новой теории эволюции. Николай Фёдоров считал, что принятое современным миром представление о прогрессе и эволюции несёт в себе лишь неоязыческий идеал общества потребления. Так называемый научно-технический прогресс имеет целью лишь одно — ублажить смертную природу человека, пока он живёт. «Мануфактурно-промышленное» язычество, по мысли русского философа, «служит и Венере, и Марсу, и Гермесу». Но именно потому, что такой прогресс исходит из конечности существования человека, он становится источником нигилизма, соперничества и в конечном итоге — саморазрушения. «Так русский космизм в своём представления об эволюции сходится с христианским представлением о смерти как источнике зла», — отмечалось, в частности, на конференции в ОГУ.
Вернадский видел главное направление эволюции в развитии разума человека, причём, понимая это развитие в чисто русских, славянофильских традициях, когда рациональное мышление неотделимо от нравственного, духовного совершенствования. Но в отличие от чисто религиозных мыслителей русские космисты пытались найти научные обоснования дальнейшего развития самой природы человека. В одной из авторских статей, подготовленных Орловским госуниверситетом к началу конференции, об этом сказано так: «…Русский космизм предлагает нам напрячь воображение и увидеть как бы в окуляр сверхмощного микроскопа, что все вокруг, в том числе и каждый из нас — это космос, скопление движущихся частиц, между которыми действуют таинственные связи. Постижение этих взаимодействий и как высшая задача — обретение навыка управления ими, по мнению русских мыслителей, открывает поистине небывалые горизонты и возможности — вплоть до перемещения в пространстве без всяких технических средств и даже — воскресения мертвых. А почему бы и нет, если всё это лишь суть законы взаимодействия элементов? «Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы», — писал Н. Ф. Фёдоров».
Утопия? Не находит фактического подтверждения? Но ведь неслучайно космист Владимир Соловьёв подчеркивал: «Люди факта живут чужой жизнью. Но не они творят жизнь, творят ее люди веры…»
Кстати, идея преображения человека «по естеству» не такая уж отвлеченная и имеет примеры в нашей жизни. Пусть пока локальные, «лабораторные». Современные исследователи русского космизма, например, видят прямую связь его главной идеи с опытом православного монашеского исихазма, «умного делания» — особой молитвенной практики, известной еще с шестого–седьмого веков, но теоретических обоснованной святителем Григорием Паламой.
«Исихасты разрабатывали особые психофизиологические приемы управления своим телом во время Иисусовой молитвы, многократного сосредоточенного повторения одной и той же молитвенной формулы. В исихазме несомненен прорыв от отвлеченно-умозрительных построений к каким-то формам опытного преобразования естества, — пишет, например, А. Гачева, одна из современных исследователей русского космизма. — Прочное нравственное совершенствование человека возможно только вслед и вместе с физическим его преображением, освобождением от тех природных качеств, которые заставляют его пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать. Одним словом, утверждают космисты, необходима реальная, активная работа над преодолением своей нынешней «промежуточности» и несовершенства».
На конференции прозвучала мысль, что значение русского космизма, прежде всего, — методологическое и мировоззренческое. Русский космизм — это ориентация научного знания на определенные нормы, ценности, принципы и идеалы. «В этом и заключается непреходящее значение русского космизма, который в полном соответствии с учением Климента Александрийского, верой преодолевает ограниченность разума, что позволяет ему раздвинуть горизонты познания, — подчеркивается в материалах конференции ОГУ. — И пусть это пока лишь научная гипотеза. Но методологически это уже прорыв, который помогает нам, по крайне мере, внутренне, психологически не подчиниться влиянию нашего видимого конечного и несовершенного бытия».
А без такого «неподчинения» немыслима и по-настоящему спасительная государственная идеология: «Не сообразуйтесь с веком сим, а преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вам постичь, что есть воля Божия», — призывал еще апостол Павел.
И действительно, что может быть выше идеала преображения человека и мира? Для России это тем более актуально, что тут явно прослеживается преемственность и с русским коммунизмом, и с русским христианством. И как знать, может быть именно русский космизм, всесторонне и творчески переосмысленный, поможет нам вырвать, наконец, стопорящий клин между социализмом и православием, чтобы эти две мощных приводных шестерни соединились в гармоничном передающем движении, которое раздвинет горизонты не только для нашей страны, но и для всего мира.
Андрей Грядунов.