Орловская искра № 41 (1219) от 11 декабря 2020 года
Неприкосновенность как в Руанде?
9 декабря 2020 г. Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Депутат фракции КПРФ Ю. П. Синельщиков на пленарном заседании изложил позицию партии и предупредил власть, что при наличии политической воли по вопросу расследования деятельности бывшего Президента, она будет реализована вне зависимости от того, какой закон охраняет его статус.
— Действующим законодательством Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания. За ним и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения полномочий, — сказал Юрий Петрович Синельщиков. — Экс-президент независимо от возраста имеет право на ежемесячное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации.
Ему предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Он имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов. Экс-президент имеет право на бесплатное пользование на территории Российской Федерации правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи.
Все виды почтовых и телеграфных отправлений Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
Бывший Президент Российской Федерации имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Для их размещения предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональными компьютерами, подключенными как к общей сети, так и ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи, в том числе правительственной связью.
После смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие. Им предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им ранее предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.
Следует иметь в виду, что, если бывший Президент выскажет желание стать пожизненным сенатором, тогда он по выбору приобретет эти блага либо блага за счет сенаторства.
Обсуждаемым законопроектом гражданину, который когда-то был Президентом, предоставляется невиданный иммунитет. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.
Неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
Исходя из положения о том, что «всё не запрещенное разрешено», экс-президент приобретает право на совершение нетяжких преступлений (в УК РФ таких 429 составов). У экс-президента появляется право безнаказанно ездить по российским дорогам со скоростью 200 км в час, красть коньяк в соседнем супермаркете, ежедневно истязать кого-либо, совершать развратные действия и т. д. В случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления, он теоретически может понести уголовную ответственность, пройдя через процедуру лишения неприкосновенности.
Об этой процедуре, состоящей из 7 этапов, мы уже говорили при первом и втором чтении законопроекта. Даже при единодушной поддержке обвинения всеми участниками этого процесса, они не сумеют провести его за три месяца, установленные законопроектом, а это означает, что лишение иммунитета не состоится.
Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков объяснил внесение в Госдуму проекта закона обычной практикой. Однако страны, где бы это было, он не назвал. Проведенное нами изучение законодательства и практики нескольких десятков стран показало, что о неприкосновенности Президентов, прекративших исполнение своих обязанностей, там почти ничего не сказано. Таких законов нет ни в Белоруссии, ни в Туркмении, ни в Узбекистане, хотя журналисты нередко говорят о тоталитарных режимах в этих странах. Но упомянутую Песковым «международную практику» удалось найти в четырех странах. Это Экваториальная Гвинея, Руанда, Казахстан и Таджикистан. Законы двух последних стран являются персональными и относятся исключительно к Нурсултану Назарбаеву и Эмомали Рахмону.
Замечу: при наличии политической воли по вопросу расследования деятельности бывшего Президента, она будет реализована вне зависимости от того, какой закон охраняет его статус. Будет ли закон о гарантиях бывшему Президенту РФ реализован в полной мере, станет понятно только после смены власти. Если это будет сценарий преемника, как произошло в конце 1999 года, то закон будет работать. Если элиты будут меняться более непредсказуемым образом, то к нему могут и не обратиться.
Когда учреждалась ныне действующая власть, то ее лидеры заявляли о создании справедливого общества, в котором все будут равны. Законопроект напрочь перечеркивает все эти обещания. Поэтому фракция его не поддержит.
* * *
Наша справка
Юрий Синельщиков родился 26 сентября 1947 года в селе Богучарово Алексинского района Тульской области.
Проходил срочную службу в рядах Советской Армии, в группе советских войск в Германии. С отличием окончил Харьковский юридический институт.
После окончания института работал в прокуратуре Орловской области: следователем прокуратуры района, прокурором следственного отдела облпрокуратуры, старшим помощником прокурора области по делам несовершеннолетних.
В 1981 году был переведен в аппарат Прокуратуры Союза ССР, защитил кандидатскую диссертацию. В 1987 году Ю. П. Синельщиков был назначен прокурором Тушинского района города Москвы. С 1994 года — заместитель прокурора г. Москвы, а с 1995-го по 2003 год — первый заместитель прокурора г. Москвы.
В период службы в органах прокуратуры Ю. П. Синельщикову поручались такие направления прокурорско–следственной работы как организация работы следственного аппарата органов прокуратуры, надзор за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и органов безопасности, обеспечение участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, предупреждение правонарушений и охрана прав несовершеннолетних и молодежи, и др.
Публикацию подготовил
Юрий Лебёдкин.