Красная строка № 25 (420) от 8 сентября 2017 года
Ни ума, ни решительности
В последний день августа администрация города Орла в очередной раз бодро доложила: «Прежним курсом уверенно идём ко дну!». А депутаты горсовета дружно приняли эту информацию «к сведению».
Катастрофичность цифр и фактов, которые озвучиваются на заседаниях Орловского горсовета, воспринимается общественностью и местными СМИ уже как нечто обыденное — всё вроде бы приелось, примелькалось. Как правило, никто внимательно не вслушивается, не вчитывается и не вдумывается — даже сами депутаты. А следовало бы…
Например, заместитель главы администрации г. Орла — начальник финансово-экономического управления А. Митасов на этот раз отчитывался об исполнении бюджета областного центра за первое полугодие 2017 года. Депутаты даже потребовали поменять местами второй и третий вопрос повестки дня, желая сначала ознакомиться с отчётом об исполнении бюджета, а потом уже вносить в него поправки. Затеплилась надежда, что сейчас серьёзные люди серьёзно поговорят об очень серьёзных вещах. Но, увы…
Так вот, если выразить суть отчёта городского начальника финансов в двух словах, то она прозвучит так: бюджет провален.
Ну, в самом деле, как иначе можно трактовать информацию о том, что исполнение бюджета по доходам составило 48,4%, а по расходам — 47,5% от утверждённого годового плана?
По данным городской Контрольно-счётной палаты, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом доходы за первое полугодие 2017 г. упали на 433,4 миллиона рублей или на 16%, в том числе собственные доходы городского бюджета — на 9,7%, а безвозмездные поступления от других бюджетов сократились на 16,9%.
Деньги, которые Орлу дают «сверху», ещё как-то сглаживают картину. Если же посмотреть только на собственные — налоговые и неналоговые — доходы города, то они составили к годовым назначениям всего лишь 37,3%. При этом даже в прошлом году за первое полугодие было 42%.
Картина аховая практически по всем строчкам, так что и перечислять не имеет смысла. Но особенно — по неналоговым доходам, объём поступлений которых за шесть месяцев составил всего 28% к уточнённому годовому плану. КСП в своём заключении, например, даже подчеркнула, что уже «указывала на необоснованность увеличения плана по доходам от реализации имущества, а также обращала внимание на негативную динамику поступления указанных доходов в текущем периоде 2017 года и на наличие рисков неисполнения утверждённого годового плана по указанному источнику, а, соответственно, и неисполнения принятых расходных обязательств».
Интересно, что КСП не оставляет свои утверждения голословными, а тут же приводит наглядное подтверждение: «Низкое исполнение годового плана отмечается по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям: в бюджете на 2017 год запланировано 2013000,0 тыс. рублей, поступило 83,6 тыс. рублей или 0,04%.
Первоначально в бюджете по данному источнику было запланировано 1300,0 тыс. рублей, а в марте текущего года, несмотря на замечания Контрольно-счётной палаты об отсутствии оснований для увеличения доходов и расходов бюджета, поправками в бюджет города Орла указанные доходы увеличены на 200000,0 тыс. рублей в виде дивидендов по акциям от продажи здания гостиницы «Русь», с одновременным увеличением расходов на эту же сумму.
Однако до настоящего времени даже не принято решение правомочного органа ОАО «Гостиничный комплекс «Орёл-Отель» об одобрении крупной сделки по продаже здания гостиницы «Русь», при этом запланированные к поступлению средства в большей части уже израсходованы…
Указанные действия привели к нарушению статей 32, 33, 37 Бюджетного кодекса РФ». (Конец цитаты).
А администрация тут же предлагает взять кредит в 500 миллионов рублей, который планируется погасить… за счёт средств от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности!
К слову, по состоянию на 1 июля 2017 г. объём муниципального долга составил почти полтора миллиарда рублей и вырос, по сравнению с положением дел на 1 июля 2016 года, на 11,8%.
Не надо быть крупным аналитиком, чтобы понять: если падают доходы, то уменьшаются и расходы. Даже отдел экспертно-аналитического обеспечения деятельности городского Совета в своём заключении по отчёту администрации отметил «низкий уровень исполнения бюджета к годовым назначениям по 5 из 12 разделов классификации расходов: национальная оборона — 32,8%, национальная экономика — 35,2%, жилищно-коммунальное хозяйство — 26,4%, охрана окружающей среды — 34,3%, физическая культура и спорт — 25,7%».
И Контрольно-счётная палата тоже сделала нелицеприятный вывод: «Экспертиза отчёта по исполнению бюджета города Орла за 1 полугодие 2017 года показала, что утверждённые параметры бюджета города Орла на 2017 год не могут быть исполнены, так как принятые расходные обязательства МО «Город Орёл» не в полном объёме учтены в бюджете, а часть расходных обязательств, на исполнение которых в бюджете утверждены ассигнования, не обеспечены реальными источниками доходов». Только вдумайтесь в смысл написанного: сама КСП убеждена, что бюджет города Орла не может быть исполнен, потому что нереален!
После вялой перепалки с Артёмом Митасовым, вопросы к которому даже стыдно озвучивать, депутаты приняли информацию об исполнении бюджета «к сведению» и дали администрации добро на очередной кредит в полмиллиарда.
Поскольку высказать вслух своё мнение по двум важнейшим для города вопросам представителям КСП на сессии не предлагали, то, как говаривали братья-Колобки: или что-то случилось, или одно из двух. Или народные избранники всё же не вслушиваются, не вчитываются и не вдумываются, или их надо гнать в шею немедленно.
Единственное, что горсовет смог «родить» на двадцать девятом заседании — это законодательная инициатива в Орловский облсовет с предложением (или просьбой?) увеличить норматив отчисления от налога на доходы физических лиц, собираемого на территории города, в городской же бюджет — с нынешних 5 до 15 процентов.
Тут надо пояснить, что сегодня из общей суммы налогов, собираемых на территории Орла, в бюджет города поступает всего лишь 11,5%. Зато в Москву мы отчисляем 26,5%, а в «область» — 62%. При этом НДФЛ составляет почти две трети всего объёма налоговых доходов и подавляющую его часть даёт именно областной центр. Что правда — то правда. Вопрос, однако, в том, с какого перепугу областные власти решат расщедриться? Они и областной бюджет латают с трудом.
Депутат Сергей Елесин крайне осторожно напомнил всем присутствующим, что попытка подобных «родов» у горсовета уже была восемь месяцев назад по инициативе депутата Олега Карпикова, но «плод» на свет так и не появился. За что «дерзкий» народный избранник тут же получил грозную отповедь от заместителя председателя горсовета Владимира Негина. Больше никаких вопросов ни у кого не возникло…
Словом, куда ни кинь — повсюду клин. Поэтому горсовет и принимает никого и ни к чему не обязывающие решения: «одобрить», «направить», «принять к сведению»… А что им ещё остаётся? На большее, как показывает жизнь, ни ума, ни профессионализма, ни решительности не хватает.
Светлана Лебёдкина.