Красная строка № 17 (368) от 13 мая 2016 года

О «беременных» скульптурах и символах города

Последние несколько недель орловчане активно обсуждают в соцсетях новую скульптурную композицию, посвящённую 450-летию областной столицы и установленную на территории ТРК «ГРИНН». Вернее, обсуждается центральная фигура композиции — статуя орла, гордо взирающая на посетителей торгово-развлекательного комплекса с пятиметровой высоты.

Например, ещё до её официального открытия, 25 апреля, только в «Типичном Орле» было оставлено около семидесяти комментариев. Наряду с положительными среди них оказались и такие: «Еще чуть-чуть, и заиграют немецкие марши конца 30-х», «его Адольф с четверки с крыши рейхканцелярии снял и привез», «есть в нём что-то от символики вермахта» и тому подобные отзывы. А тут ещё звонки из центральных российских изданий: «Что там у вас за орёл такой «немецкий» появился накануне Дня победы? Скиньте фото».

Что же, надо съездить, посмотреть.

Поехали, посмотрели.

Издалека композиция выглядит солидно. Огромная птица, охраняемая двумя вооружёнными ратниками, исполненными в человеческий рост. Но при ближайшем рассмотрении и нас стали терзать смутные сомнения: ГРИННовский орёл, как нам показалось, уж очень внешне смахивал на своего немецкого собрата из геббельсовского рупора пропаганды — кинохроники «Die Deutsche Wochenschau» («Немецкое еженедельное обозрение»). Как известно, каждый её выпуск начинался с заставки — изображения орла со свастикой и сопровождался бравурным маршем. Можете сами составить себе мнение — в интернете есть все еженедельные выпуски фильмов «Die Deutsche Wochenschau».

Мы, конечно же, не искусствоведы, но когда один гончар изготавливает серию горшков, они будут похожи, как однояйцевые близнецы. У другого гончара вроде бы такие же изделия, но разница будет видна и неспециалисту. А тут… Немецкий и ГРИННовский орлы, конечно, похожи не на 100% — смотрят в разные стороны. Но осанка, внешний вид…

Один из комментаторов утверждает, что у немецкого орла крылья были расправлены. Да, на некоторых элементах эмблем военной формы крылья были вытянуты в стороны. Но на гербе висели плетьми.
Кстати, сегодня есть несколько стран, гербы которых украшают орлы с опущенными крыльями — Молдавия, Румыния, Египет… И посмотрите, какие события там происходят. У орла нынешней ФРГ крылья также повисли. Вроде, богатая страна, но что с ней уже сейчас делают беженцы? В немецких заведениях общепита запрещают подавать знаменитые немецкие колбаски — это не толерантно по отношению к мусульманам, выходцам или так называемым беженцам из северной Африки и стран ближнего востока. Уверен, что скоро в ФРГ таких «беженцев» будет больше, чем самих немцев.

Так, может быть, опущенные крылья — это знак? Скажем, на гербах некоторых российских федеральных ведомств тоже изображены «неправильные» орлы. А посмотрите, например, на наши «рублёвые» монеты. На них красуется унылый орёл Банка России, больше похожий на бройлера. Может, поэтому у нас в стране такие финансовые проблемы и экономический кризис?

Но символ города Орла, как и всей России, должен быть с распростёртыми крыльями. Орёл — птица гордая и независимая. Он с высоты своего полёта оберегает любимый город, свою Россию.

Конечно, и привокзальный орёл из веников — не высшее произведение искусства, но хотя бы выглядит агрессивно. А этот… Надеемся, что хотя бы беды он нашему городу не принесёт. Пожалуй, что даже белоголовый орлан — символ Америки (изображение которого кстати, некоторые не слишком разбирающиеся в орнитологии орловцы используют в качестве чуть ли не герба нашего города) был бы удивлён, доведись ему увидеть, какую статую установили в городе Первого салюта. Но это, конечно, наше личное мнение.
Корпорации же ГРИНН творчески жить не запретишь. В этом торговом комплексе есть ещё одна удивительная композиция — две долговязые фигуры упёрлись лбами в часы. Они напоминают не то людей, не то инопланетян — опять-таки это дело личного восприятия и вкуса, но один явно на сносях, на девятом месяце. Сальвадор Дали нервно курит в сторонке.

В своё время великий Чарли Чаплин обещал выплатить миллион долларов (по нынешним временам это не менее ста миллионов американских «рублей») мужчине, который сумеет родить ребёнка. Однако это удалось только один раз — киногерою в исполнении Арнольда Шварценегггера в комедии «Джуниор» 1994 года выпуска.
Один из «инопланетян» — предприниматель, второй — госслужащий. Судя по надписи на постаменте, композиция призывает к объединению бизнеса и чиновничества. Пришло время!

Хотя, как нам представляется, российские предприниматели и госслужащие (или, может, только орловские?) давно уже составляют одно целое. Судите сами: например, подавляющее большинство только областных депутатов — это и государственные люди, и бизнесмены одновременно, или, как сказано в одном из кинофильмов, — бизнесмены-патриоты. Скульптор же делит их на двух человек. Так не обидно ли уважаемым людям быть изображёнными в таком виде? Не намёк ли тут на раздвоение личности? А это уже, знаете ли, попахивает свободомыслием и бунтом…

Игорь Шмелёв.

DSCF7443

орел-сша