Орловская искра № 44 (1313) от 18 ноября 2022 года

О стимулировании воинов, уничтожающих врага

Новое — это хорошо забытое старое

Министерство Обороны России сообщило, сколько будет платить за уничтоженную вражескую технику:
За уничтоженный самолёт — 300 тысяч рублей
За уничтоженный вертолёт — 200 тысяч рублей
За уничтоженный БПЛА — 50 тысяч рублей
За уничтоженный танк — 100 тысяч рублей
За уничтожение БПМ, БМД, БТР, МТЛБ, САУ, ЗРК, РСЗО — 50 000 рублей
За достижения в уничтожении живой силы — 100 000 рублей
За выполнение важных военных задач — 100 000 рублей.

Начало материального стимулирования военнослужащих в Красной Армии было положено в военной авиации. 8 августа 1941 года Сталин подписал приказ о поощрении участников бомбардировки Берлина в ночь с 7 на 8 августа. Экипажам бомбардировщиков объявлялась благодарность и выдавалась премия в 2 тыс. рублей каждому. Впоследствии «уравниловка», когда каждый член экипажа получал одинаковую сумму, была отменена. Согласно приказу наркома обороны от 23 марта 1943 года командир корабля, штурман и бортовой техник за каждую успешно проведенную операцию против столицы противника получал денежную премию в размере 2 тыс. рублей, а остальные члены экипажа — 1 тыс. рублей. Также к Берлину в денежном отношении были приравнены другие вражеские столицы Хельсинки, Бухарест и Будапешт.

19 августа 1941 года Верховный главнокомандующий подписал приказ «О порядке вознаграждения лётного состава Военно-Воздушных сил Красной Армии и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». За один сбитый вражеский самолет летчики-истребители получали премию в размере 1 тыс. рублей, столько же получал любой член экипажа самолета-разведчика или бомбардировщика, лично уничтоживший машину противника.

Расценки за сбитые самолеты противника для истребителей затем были скорректированы в «Приказе о действиях истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника». Приказ №0489 от 17 июня 1942 года отмечал, что летчики-истребители атакуют в первую очередь истребители противника, а только затем его бомбардировщики. А главная задача советских истребителей — в первую очередь уничтожать бомбардировщики противника. Поэтому летчики-истребители стали получать за каждый сбитый самолет-бомбардировщик противника 2 тыс. рублей, за каждый транспортный самолет — 1,5 тыс. руб­лей, вражеский истребитель — 1 тыс. руб­лей.

Самыми высокооплачиваемыми были морские цели: летчику и штурману за потопление миноносца или подлодки противника полагалось — 10 тыс. руб­лей, остальным членам экипажа — по 2,5 тыс. рублей; за потопление транспорта — 3 тыс. летчику и штурману, по 1 тыс. другим членам экипажа; за сторожевой корабль или тральщик — 2 тыс. и 500 рублей; баржи, буксира и вооруженный шхуны — 1 тыс. и 300 рублей.

В августе 1941 года, кроме летчиков, было решено материально поощрять и десантников. 29 августа 1941 года Сталин подписал приказ №0329 «Об улучшении руководства воздушно-десантными войсками Красной Армии». Согласно этому документу за каждую боевую десантную операцию командный состав получал премию в размере месячного оклада, а рядовые по 500 рублей.

Затем стали премировать и наземные войска. Учитывая огромное количество военной техники, брошенной на поле боя или на марше по причине неисправности, сначала появились документы о денежном премировании за эвакуацию и ремонт собственной техники. 25 февраля 1942 года вышел приказ № 0140 «О премировании личного состава автобронетанковых ремонтных частей за быстрый и качественный ремонт танков». За качественный и быстрый текущий ремонт тяжелого танка КВ стали платить 350 рублей, а за средний ремонт — 800 рублей. За ремонт среднего танка Т-34 — 250 и 500 рублей; за легкие танки БТ, Т-26, Т-40 и Т-60 — 100 и 200 рублей соответственно.

7 мая 1942 года заместитель наркома обороны генерал-лейтенант танковых войск Федоренко подписал приказ № 035733 «о введении денежных наград за эвакуацию танков…». За каждый танк, вывезенный с территории занятой врагом или из нейтральной зоны, было установлено денежное вознаграждение: за КВ — 5 тыс. рублей, Т-34 — 2 тыс. руб­лей, Т-60 и Т-70 — 500 руб­лей. За танки других моделей также установили размер вознаграждений: за тяжелый танк — 5 тыс. рублей, за средний — 2 тыс., за легкий — 500 рублей. Надо отметить, что эвакуация своих танков ценилась намного выше, чем уничтожение танков противника. Правда, надо учесть сложность эвакуации подбитого танка с захваченной противником территории и тот факт, что сумма делилась между всеми участниками эвакуационной группы.

1 июля 1942 года вышел приказ № 0528, вводивший премирование за уничтожение танков противника. Платили танкистам, артиллеристам и пехоте. Так, за каждый подбитый танк противника, командиру орудия и наводчику полагалось 500 рублей, остальным членам орудийного расчёта — по 200 рублей.

24 июня 1943 года появился «Приказ о поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника» № 0387. За каждый подбитый или подожженный танк противника наводчик противотанкового ружья получал вознаграждение в 500 рублей, номер ПТР — 250 рублей; командир, механик-водитель, командир орудия танка — по 500 рублей, остальные члены экипажа — по 200 рублей. Устанавливалась денежная премия в 1 тыс. рублей каждому солдату или командиру за лично подбитый или подожженный танк врага при помощи индивидуальных средств борьбы (гранаты и бутылки с горючей смесью).

Своя премиальная сетка существовала и в Военно-морском флоте. Экипажи кораблей получали премию в зависимости от класса потопленных судов противника. За потопленный эсминец или подлодку командиру и штурману корабля причиталось по 10 000 рублей, а остальным членам экипажа по 2500 рублей. За транспорт — по 3000 рублей и 1000 рублей соответственно. За сторожевик — 2000 и 500 рублей. За буксир — 1000 и 300. Самая большая премия досталась Герою Советского Союза летчику М. Борисову — он торпедировал линкор «Шлезиен» — 10 000 руб­лей.

По материалам Интернета.