Облсовет должен принять «Закон о войнах»

В декабре 2005 г. Орловский горсовет принял постановление о том, чтобы выступить в облсовете с законодательной инициативой — сподвигнуть областных коллег к принятию закона о статусе г. Орла как административного центра Орловской области.

То, что Орел таким центром фактически является, ни для кого не секрет. Однако почетная роль быть столицей целого региона весьма обременительна финансово. В «столице» — органы управления, региональные и федеральные структуры. Центр по определению — место притяжения. «Столичный» город тратит — не по своей воле, положение обязывает — на представительские функции, поддержание своего статуса больше, чем это необходимо обычному муниципалитету. Кто компенсирует расходы? Оказывается, никто.

Маленькая иллюстрация: много на дорогах Орла машин из других регионов, районов области? Конечно, много, это неизбежно. Однако ремонт орловской дорожной сети — обязанность городской власти. Справедливо? Не очень.

Областные законодатели согласились, что региональный бюджет должен участвовать в финансировании некоторых расходов города. В сентябре 2006 года был принят соответствующий закон — «О статусе административного центра Орловской области». Депутаты одобрили его во втором, не окончательном чтении. Требовалось третье, заключительное, чтобы намерение стало реальностью.

Скоро пройдет два года ожидания. Не многовато ли для работы над одним документом? Можно, конечно, предположить, что законопроект революционен и не имеет аналогов в современной региональной парламентской практике, поэтому никакого времени не будет много для его шлифовки — принимать так принимать! Но это неверное предположение.

Подобные законы приняты и давно действуют по всей России. В Законе Томской области «Об областном бюджете» отдельной статьей предусматривается субвенция на осуществление Томском функций областного центра в размере не менее 0,5 процента от расходной части бюджета области. В Кемеровской области «столичный» город на те же цели получает из регионального бюджета сумму в размере не менее десяти процентов от бюджета города на предстоящий финансовый год. И это тоже записано в законе о бюджете.

Проблема, как видите, урегулирована очень просто. Не обязательно даже местный закон о статусе областного центра принимать, достаточно внести в уже действующий закон всего-навсего одну новую строку. Сделать можно на одной сессии, за один день.

Но Орловщина — регион хоть и стабильный, но своеобразный. Его стабильность своей отличительной чертой имеет непрекращающиеся малые гражданские войны. Под «своего» мэра областная власть, может быть, закон бы и приняла. Но под «чужого»? Ситуацию не изменила и попытка опального мэра в какой-то степени стать «своим».

С одной стороны, большинство облсовета, строго следующее руководящим указаниям Егора Семеновича, признает, что делиться с городом областному бюджету надо — столица есть столица.

Но с другой стороны как помогать идейному противнику? Вообще врагу, человеку из другого лагеря? Задача на войне — противника победить, а лагерь его — разрушить.

Но и областная власть из города никуда не уходит. При этом губернатор, реальная власть в области — один человек, попадает в интересное положение. Приедут гости и скажут: «Что-то, Егор Семенович, город у вас не очень, мог бы быть лучше, краше, что ли…». А Егору Семеновичу что отвечать? «С мэром воюю! Пока не разрушу их лагерь, не остановлюсь!»? «А-а-а… — скажут гости. — Может, боеприпасами помочь, что ли?».

Красивый город губернатору нужен позарез. Показал бы что-нибудь еще, да, кроме сосен в Полесье, больше, по сути, нечего. Не построили.

И город красивый нужен, то есть не город как таковой, конечно, кому он нужен, а город — резиденция губернатора — нужна. И войну остановить нельзя — стабильность в области исчезнет… Задача — не позавидуешь.

И при этом как ответить на самый ехидный, самый нежелательный вопрос: «Мэр мэром, ну а вы-то, Егор Семенович, на что? Мы думали, что вы — человек государственный, а у вас тут «пацанские терки». У нас, например (тут следует название региона, из которого гость приехал), принято отделять личные интересы от государственных». И далее самый страшный вопрос: «Денег городу, что ли, не даете»? И что Егору Семеновичу отвечать?

Можно, конечно, рассказать про ярмарки инвестиций, но этот продукт для внутреннего потребления, человек со стороны может и не раскушать, пожует, пожует, да и выплюнет.

Областные законодатели тоже молчат, почему закон не принимается. Точнее, почему в законе о бюджете нет маленькой строки, объясняющей, сколько областной бюджет должен городу Орлу за его бремя быть представительством областной власти. Ни гугу. Без малого два года молчания.

Поскольку войны — малые, гражданские, местного разлива — в ближайшем будущем вряд ли закончатся и ведутся они преимущественно на территории второй литературной столицы, как в патриотическом настроении принято называть Орел, облсовету было бы очень желательно принять областной закон «О войнах», который позволил бы избежать окончательного разрушения нашего муниципального поселения. Документ предусматривал бы обязательные выплаты всем сторонам, ведущим боевые действия.

Таким образом, депутатское большинство облсовета сохранило бы лицо, формально отказав недостаточно дружественному мэру и его команде в субсидиях, а с другой стороны — способствовало бы сохранению цивилизации в городе, имеющем, пусть и формально, статус региональной столицы.

И снова на орловском примере училась бы вся страна.

С. ЗАРУДНЕВ.

Лента новостей

Отчетность