Орловская искра № 33 от 30 августа 2019 года
Образование как предчувствие
Побывав на традиционном августовском областном педагогическом совещании образца 2019 года, я понял: не сегодня — завтра наша средняя и высшая школа достигнут неведомых галактик, покорят время и пространства. Начальник профильного департамента Т. В. Крымова говорила с трибуны Круглого зала администрации области так, как не говорил до неё никто, употребляя исключительно почти «космические» термины: «диверсификация», «персонификация», «индивидуализация траектории образования». И если губернатор Орловской области А. Клычков не спешил отрываться от земли и говорил, что школа — это не услуга, а семья и воспитание, то его подчинённая, не страшась логических противоречий с первым лицом области, улетала на крыльях реформаторского вдохновения и источала свет скорого обновления образовательной среды: «Заказчиком образования является ребенок… Учитель перестал быть единственным транслятором знаний… Школа — не единственная точка входа…». Так что за Андрея Евгеньевича даже стало как-то обидно.
Выручали руководители с мест — начальницы районных управлений образований. Они в лучших орловских традициях от души благодарили лично губернатора за помощь и поддержку. В чем? В обретении, опять же, космических перспектив. Вдумайтесь: 62 образовательные организации области, в большинстве своем — школы, подали заявки на участие в проекте «Цифровая образовательная среда». Деньги для участников выделены не менее масштабные. Цель полета — уму непостижима, но, конечно, сугубо прогрессивная.
Равно как и вся программа «Образование», разработанная в недрах одноименного министерства. Тут не только «Цифровая образовательная среда», но и «Успех каждого ребенка», и «Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков», и еще несколько фигур высшего пилотажа в образовательном космосе. Одно скорое открытие Кванториума чего стоит! И зря злые языки утверждают, что это всего лишь реинкарнация советской системы детского технического творчества, как подчеркнула Крымова. Нет! В областном Дворце пионеров теперь будет происходить нечто невиданное и неслыханное, когда участники кружков уже не будут делать модели, чтобы поставить их на полку. Дети будут заниматься техническим творчеством на совершено ином, более высоком технологическом и идеологическом уровне, делать то, что востребовано. Для осмысления открывающихся перспектив не хватит земных газетных слов. Поэтому мы сохраним интригу и предоставим орловским родителям возможность самим впечатлиться перспективами Кванториума. Запись детей уже объявлена. Есть даже специальный одноименный сайт.
На этом фоне мелочью земной жизни кажутся такие проблемы, как всё еще не состоявшийся переход орловских школ на односменный режим обучения, открытие двух новых детсадов в городе и пригороде и ближайшие планы строительства новой городской и пригородной школ на тысячу с лишком мест каждая.
Спасибо губернатору и руководителю департамента образования, что спасли от оптимизации 11 малокомплектных сельских школ, а закрыли только 9. Это районные власти, оказывается, так увлеклись, что готовы были закрыть в этом году два десятка школ на селе. И все — с нарушениями действующего законодательства. Пока областная власть оценивала сверкающие перспективы, пока договаривалась с министерством о софинансировании ряда проектов федеральной программы развития образования, в глубинке всё не так поняли. Бывает.
Ну а что же у нас с высшим образованием? Кто сказал — ничего? Выступившая на совещании ректор ОГУ О. В. Пилипенко была полна уверенности в завтрашнем дне. Космические горизонты открываются и для нашего опорного вуза. Сокращение классических программ подготовки инженерных кадров и, как следствие, перевод целого ряда опытных преподавателей на половину и даже четверть ставки из-за хронической нехватки нагрузки (с их добровольного письменного согласия, разумеется) — это всё, конечно, издержки переходного процесса от старого к новому. Ну что такое какой-то там допотопный сопромат или теоретическая механика или того хуже — теория машин и механизмов, которые теперь благополучно слили в один не очень длинный курс? Что значат все эти ошмётки советского технического образования творцов новой техники по сравнению с таким заманчивым международным проектом, как биомедицинская фотоника! По словам Пилипенко, мир увлечен этой темой не на шутку.
Более того, все четыре международных стипендии, выделенные для поощрения студентов, ведущих изыскания в этой области — все четыре, вы не поверите, получают студенты Орловского государственного университета. Потому что в нашем вузе есть и лаборатория, и оборудование, и все условия для исследований в этой заманчивой области.
Правда, помнится, когда о чудодейственных перспективах биофотоники только начинали говорить в стенах Орловского технического университета (тогда ещё самостоятельного вуза), один из профессоров начал задавать неудобные вопросы. Например, такой: какими еще существующими приборами можно произвести подобные измерения? Пусть плохонько, с большой погрешностью, но можно? Оказалось — никакими! Что весьма озадачило старого профессора, потому что со времён изобретения колеса так не бывало в научно-техническом прогрессе, чтобы из ничего — вдруг что-то новое! И если результаты работы новой измерительной техники нельзя хоть как-то проверить, то могут возникнуть смутные сомнения: а не дурят ли нашего брата?
Но теперь, надо полагать, все сомнения растаяли, как дым. Биомедицинская фотоника перспективнее всех перспектив для нашего опорного объединенного вуза. А как же иначе, если об этом было сказано с трибуны областного педагогического совещания в присутствии губернатора. А что до профессора с его вопросами, так он давно умер… Советский был профессор.
Одним словом, с праздником! С наступающим Днем знаний вас, друзья! И те родители, чьи дети уже закончили школу и вуз, пусть позавидуют тем, кто ещё продолжает обучение. А может, и наоборот…
Андрей Грядунов.