Орловская искра № 11 (1330) от 31 марта 2023 года
Ограбление века и зависимый капитализм
Уже тридцать лет (практически с момента возникновения Российской Федерации) слышу одну и ту же песню: стране нужны «длинные» деньги для долгосрочных инвестиций и развития производства.
Вместе с тем, все три десятилетия Россия довольствовалась почти исключительно «короткими» деньгами, которых далеко не всегда хватало даже для пополнения оборотного капитала предприятий. При этом значительная часть этих «коротких» денег предпочитала крутиться не в реальном секторе экономики, а на бирже, где кипела непрерывная спекулятивная деятельность.
По-другому быть и не могло, поскольку России в момент ее рождения навязали так называемую «рыночную» модель экономики, заточенную на получение сиюминутной прибыли. В том числе — и даже преимущественно! — с помощью нещадной эксплуатации оставшихся в наследие от Советского Союза производственных фондов, хищнического высасывания российских недр, беспощадной эксплуатации десятков миллионов наемных работников (работавших на олигархов), обмана, воровства и откровенных грабежей (на той же фондовой бирже, куда обманом завлекли миллионы граждан).
Власти пытаются сделать невозможное: запустить производство и обеспечить экономический рост, оставаясь при этом в рамках прежней так называемой «рыночной» модели (на самом деле ее следует назвать моделью «зависимого капитализма», и основные ее параметры прописаны в «Вашингтонском консенсусе»).
Российские власти любят бравировать некоторыми показателями и теми сферами своей деятельности, где сами себе ставят «пятерку». Иногда — даже с плюсом.
Например, они оценивают выполнение внешних долговых обязательств Российской Федерации на «пять с плюсом». Так, по данным Минфина, на начало прошлого года государственный внешний долг составил 59,70 млрд долл., а на начало нынешнего — 57,42 млрд долл. Долг сократился на 2,28 млрд долл. Таким образом, даже в условиях санкционной войны наше государство продолжает аккуратно погашать свои обязательства перед иностранными кредиторами!
Это «достижение» было широко распиарено нашими СМИ в начале этого года. Подобные «достижения» лишний раз напоминают о приоритетах российской власти: выполнение обязательств перед нерезидентами — «превыше всего»! Обязательства перед «резидентами» (т.е. гражданами РФ) — по «остаточному принципу».
Неплохо вспомнить о прошлых обязательствах государства перед гражданами. Некоторые из них выполняются плохо. На «тройку» и даже на «двойку». А другие не выполняются вообще.
Более того. Некоторые обязательства всячески замалчиваются. Причем, обязательства не «копеечные», а имеющие «длинную» историю.
Среди таких обязательств особого внимания заслуживают обязательства государства, связанные с возмещением потерь, понесенных гражданами накануне краха СССР. Как известно, в Советском Союзе существовала эффективная система долгосрочных сбережений в виде сети сберегательных касс, которые находились в ведении Министерства финансов СССР. Эти «длинные» деньги работали на экономику, использовались для финансирования капитальных вложений (большая часть финансовых средства проходила через Промстройбанк).
Механизм работал безотказно до того момента, когда Михаил Горбачев и его «команда» стали разрушать своими «рыночными» реформами советскую экономику. В 1991 году эти реформы спровоцировали безудержную инфляцию, которая привела к полному обесценению многомиллиардные вложения советских граждан в сберегательных кассах. Потери в ценах начала 1991 года составили 315,3 млрд руб. К этому надо добавить потери вкладов по договорам личного страхования (потери 0,84 млрд. руб.) и в ценные бумаги СССР и РСФСР (потери 29,4 млрд руб.). Суммарные потери — 345,54 млрд руб.
Опуская многие детали драматической для миллионов и миллионов граждан истории, отмечу, что в 1995 году Государственной Думой с большим трудом (из-за сильного сопротивления Минфина) был все-таки принят закон о компенсации упомянутых выше потерь накоплений советских людей. Были в конце 90-х годов проведены некоторые, достаточно символические выплаты компенсаций. После чего они были остановлены по причине нехватки средств в государственной казне.
Соответствующее решение о переносе выплат на более поздний срок было принято Государственной Думой. После этого было еще несколько переносов, каждый раз со ссылкой на отсутствие средств в бюджете.
В последний раз законопроект об очередной «приостановке» компенсации вкладов, сделанных гражданами РФ в Сбербанк, был внесен правительством в конце 2021 года, и Дума за него проголосовала. Мораторий был продлен до 1 января 2025 года. До введения этого моратория, согласно закону 1995 года, в 2022—2024 годах правительство должно было выплатить гражданами более 150 трлн. рублей — в среднем более миллиона рублей на одного человека! Это почти втрое больше всех планируемых доходов бюджета за тот же срок и примерно равняется величине годового ВВП России.
Итак, уже прошло более трех десятков лет с момента тогдашнего «ограбления века». Граждане не получили почти никаких компенсаций. Многих уже нет на белом свете. Дети умерших махнули рукой, считая дело безнадежным. Молодое и среднее поколение зачастую даже «не в теме».
Видимо, власти будут и дальше до бесконечности переносить исполнение закона 1995 года — до тех пор, когда умрет последний советский держатель средств на депозите советской сберегательной кассы. И не останется людей, которые бы помнили об «ограблении века».
Понятно, что ни за три, ни даже за десять лет правительство не в состоянии выполнить тех гигантских обязательств, которые определены законом 1995 года. Но если бы у властей был приоритет внутренних обязательств над внешними (кстати, в некоторых странах такой приоритет закреплен законодательно), то, наверное, какие-то деньги на компенсации можно было бы выделить.
Можно было бы определить график выплат не на три года (как это вытекает из закона 1995 года), а, скажем, на двадцать (что вполне реально). Тогда граждане действительно поверили бы, что у нас государство социальное не на бумаге (статья 7 Конституции), а на деле.
Валентин Катасонов,
«Свободная пресса».
(Публикуется в сокращении).