Орловская искра № 8 от 1 марта 2019 года

Опять забыли про овраги?

Руководители трёх крупнейших муниципальных предприятий отказались подписать договор о трудовых отношениях с администрацией города Орла. Причина демарша — новый порядок начисления заработной платы руководителям МУПов, их ближайшим заместителям и главбухам. Разработан он специалистами мэрии, а утвержден горсоветом. И получилось так, что некоторые руководители муниципальных предприятий потеряли в заработке. Но как поется в известной песне: «Кто-то теряет… Кто-то находит!»

21 февраля на заседании профильного комитета горсовета состоялся непростой разговор на эту тему. Обиженные руководители не присутствовали. Зато пришли руководители двух ведущих муниципальных аптек и их коллеги. Аптекари решили заступиться за своих главных бухгалтеров, которые теперь теряют в заработке. В условиях жёсткой конкуренции на фармацевтическом рынке Орла это означает, что опытный главбух может уйти из муниципальной сети в коммерческую. Озвучен был и другой парадокс реформы: руководители аптек, стабильно дающих доход в городской бюджет, по новому положению в заработке теряют, тогда как директора убыточных аптек оказались в выигрыше. И тут нет никакой продуманной заранее казуистики. Просто для одних директоров, имеющих чуть меньше, новая система оказалась удачной, а для других, имеющих чуть больше — проигрышной. А о том, чтобы избежать таких парадоксов, видимо, не подумали.

Как считают некоторые орловские фармацевты, системный порок заложен в отправном показателе, от которого власть ведёт расчет зарплат. Теперь за основу принята некая базовая ставка в 23 тысячи рублей. Причем как поясняют юристы, никаких особых нормативов для определения её размеров в федеральном законодательстве нет. Стало быть, у муниципальных властей развязны руки: лепи, что хочешь. По согласованию с депутатами решили: пусть будет 23 тысячи — чуть больше двух МРОТов. Дальше с помощью различных коэффициентов формируется окончательная величина оклада руководителя.

«Но разве можно с такими универсальными критериями подходить к оценке деятельности руководителя городской аптеки и, скажем, «Орелгорводоканала?» — примерно так формулируют своё недоумение орловские фармацевты. И дальше поясняют мысль: да, для таких предприятий как «Водоканал», Спецавтобаза или ТТП, наверное, уместен коэффициент, учитывающий сложности управления большим коллективом. Но для предприятий розничной торговли лекарственными препаратами важнее учитывать их экономическую эффективность, а проще говоря — их финансовую полезность для муниципального бюджета, и уже из этого исходить при формировании зарплаты руководителя и главного бухгалтера. Причесав же всех под одну гребенку, администрация, уверены руководители аптечной сети, добилась сомнительных результатов.

Как говорил первый директор совместного российско-итальянского предприятия «Велор», и по сей день выпускающего в Орле керамическую плитку, лучше не дать работнику высокого заработка вовсе, чем, предоставив его однажды, потом по каким-то причинам отнять. Да и Гражданский кодекс РФ, кажется, прописывает сходные истины.

Примечательно однако, что директора успешных аптек, потерявшие в заработке, не пытаются оспаривать это решение. Но они надеются убедить власть не ущемлять интересы своих ближайших помощников, чтобы не потерять их, не навредить делу. На вопрос же о смысле и логике разработанного администрацией нового положения об оплате труда руководителей МУПов, одна из фармацевтов сказала так: мол, власти, видимо, рассчитывали, что вслед за понижением зарплат у начальства оно, в свою очередь, автоматически снизит заработки работников. Соответственно увеличатся и отчисления в бюджет.

Если так, то орловские чиновники действовали прямо-таки по Марксу, который, как известно, пришел к невеселому выводу, что доход от работающего предприятия нельзя получить никак иначе, кроме как обобрав тех, кто на нём работает. Правда, в данном случае речь идет о получении дополнительных средств не в чей-то персональный карман, а в бюджет города. Но интересна сама методология. Ну никак не получается у нас богатеть не за счет простого труженика! Путем увеличения доходности предприятия, а не за счет экономии на зарплатах.

Впрочем, депутаты горсовета не склонны драматизировать ситуацию. Одни из них считают, что аппетиты директоров муниципальных предприятий давно пора умерить, чтобы не получалось так: администрация спасает убыточное МУП за счет бюджетных вливаний, а оно, в свою очередь, отчитывается об эффективности своей работы с учетом этих денег, получая премии за хорошие показатели — опять же из бюджета города. Другие народные избранники делают акцент на том, что ныне установленная базовая ставка в 23 тысячи рублей и соответствующие коэффициенты — вовсе не догма и могут быть в любой момент пересмотрены, если это потребуется.

Однако стоило ли делать, чтобы потом переделывать? И как в таком случае оценивать эффективность самой власти — администрации города и городского Совета, где первые лица тоже получают отнюдь не маленькую заработную плату?

А. Грядунов.