Орловская искра № 25 (1344) от 14 июля 2023 года
Опыт с доказанной эффективностью
Выступления на Орловском экономическом форуме. Галушка Александр Сергеевич, зам. Секретаря Общественной палаты, автор книги «Кристалл роста»:
— Наш сегодняшний разговор чрезвычайно актуален. Глобализация закончилась, капитализм исчерпал себя. России объявлена агрессивная экономическая война. Перед нами вопрос — какова экономика будущего. И ответ на этот вопрос не может быть дан без ясного, предметного и профессионального понимания истории своей собственной экономики.
Обращаясь к истории роста нашей экономики, мы видим, что с 1929 по 1955 год наша страна поставила мировой рекорд в 20-м веке по темпам экономического роста. Объем экономики в эти годы увеличился в 14 раз, а среднегодовые темпы роста за минусом четырех военных лет составили 13,8 %.
Причем этот бурный экономический рост, самый большой в 20-м веке, сопровождался ростом реальных заработных плат людей в 4 раза, ростом сбережений в сберкассах в 5 раз, ростом продолжительности жизни граждан нашей страны на 26 лет и увеличением численности народа на 46 млн человек.
Вот такие прямые измеримые показатели, которые характеризуют этот выдающийся этап государственного строительства и созидания в нашей экономике. Обращаясь к нему, мы видим, что целый рад предметных, профессиональных вопросов был в то время решен новаторски, настолько новаторски, что это буквально носило парадоксальный характер для понимания экономики того периода. Предельно новаторски и при этом предельно эффективно.
И в первую очередь был дан ответ на вопрос, а можно ли в экономике поставить цели роста или экономика является только самоорганизующейся системой, которая может течь по волнам. И выдающаяся команда наших экономистов во главе с Кржижановским в течение нескольких лет смогла доказать, что возможно в экономике ставить цели, составлять планы и добиваться выдающихся результатов.
Сегодня у нас цели роста экономики стоят в Указе Президента о национальных целях. Но что мы видим, например, в Общественной палате, общаясь с непосредственными исполнителями? Они не верят в это. Они реально не понимают и убеждены, что невозможно в экономике ставить цели, что она может только самоорганизовываться каким-то образом.
Их так учили все эти тридцать лет. И никто об этом выдающемся опыте, о том, что была глубочайшая методологическая дискуссия сто лет назад, и было научно доказано, что можно в экономике ставить цели, составлять обоснованные планы и сбалансировано обеспечивать выдающийся экономический рост, из них не знает.
А ведь это сокровищница нашей отечественной экономической мысли, нашей отечественной экономической практики. И сегодня мы должны к ней обратиться и увидеть, что действительно те планы, которые составлялись сто лет назад впервые в таком большом масштабе, никто в мире этого делать еще не умел, а мы делали.
Мы впервые применили балансовый метод в экономике, за который через 50 с лишним лет была дана Нобелевская премия Василию Васильевичу Леонтьеву в 1973 году за развитие методологии межотраслевого баланса.
Труженики, экономисты той поры все это делали — на арифмометрах! И сегодня, честно говоря, просто стыдно становится, когда у нас есть цифровые технологии, большие данные, искусственный интеллект, но мы ничего этого сегодня не делаем.
Указ главы государства от ноября 2021 года об основах государственной политики в сферах стратегического планирования прямо говорит, что мы должны возродить и использовать балансовый метод в экономике, чтоб понимать ее целостно, натурально-вещественно, структурированно и зряче.
Больше полутора лет уже прошло. Где хоть один составленный баланс? Почему саботируются ведомствами указы Президента? Им еще какой указ нужен? Не говоря о том, что у нас толком не начали до сих пор выполнять важнейший федеральный закон о стратегическом планировании, которому уже девять лет. Мы понимаем, что обратившись сегодня к этому практическому опыту, мы точно не ошибемся, если будем на него опираться в деле обеспечения целевого, спланированного и сбалансированного роста нашей отечественной экономики.
Второе. Как был обеспечен в те годы усех, когда в стране действительно была утрачена научная школа, не было инженерных кадров, не было технологий, не получались просто на практике в 20-е годы крупные стройки…
Мы же все эти задачи решили. Мы обеспечили тогда не отток мозгов, о котором мы сейчас говорим, а приток лучших мозгов, лучшего человеческого капитала, лучших управленцев и инженеров в мире в нашу страну.
У нас работали лучшие, самые передовые непосредственные носители технологий и управленческого опыта из Америки, с которой у нас не было даже дипломатических отношений.
Почему-то так была организована государственная деятельность, что нам санкции не мешали привлечь сюда лучших специалистов, которые помогали нам строить новые заводы и создавать целые отрасли. Причем никто из них, объективности ради, не стал гражданином нашей страны, все они уехали к себе домой, но мы так поставили государственное дело привлечения лучших специалистов в мире, что мы не только на практике лучшие, передовые предприятия и отрасли построили, а вокруг этих лучших в мире специалистов создали современную образовательную и научную школу, которая уже без помощи иностранцев через 7—10 лет создала выдающиеся образцы технологий и техники.
Но это же качество государственной деятельности, это целевая технологическая политика, отраслевая политика! Указ Президента от 1 декабря 2016 года, очень дельный, хороший указ о стратегии научно-технологического развития нашей страны, в котором обозначены все болевые точки, честно названы проблемы нашей экономики: невосприимчивость к инновациям, технологическое отставание, которое накапливается, неээфективность научно-исследовательских работ — все это честно в нем сказано с прямыми показателями, где мы отстаем; хорошие приоритеты определены, то, чем нужно заниматься для обеспечения технологического прорыва. И дальше сказано в указе 2016 года, что в соответствии с этими приоритетами должны быть сформированы правительством Российской Федерации комплексные научно-технологические проекты.
Семь лет прошло. Где эти проекты?! Их до сих пор пытаются составить. Отказались тридцать лет назад от отраслевой политики и от отраслевой государственной компетенции, а теперь не можем составить такие проекты, не получается. Мы буквально месяц назад на площадке Общественной палаты вместе с Советом безопасности рассматривали эти вопросы и констатировали ну просто управленческую несостоятельность в реализации важнейшего указа страны, который глава государства подписал.
Мы это когда наконец будем делать? Причем мы убеждены, — опираясь на свой опыт построения ведущей технологической державы мира, которой мы стали уже к довоенному периоду. А после войны просто феноменальные были реализованы проекты — и ракетный, и атомный, и радиоэлектронный, и полностью обновлена технологическая база всей экономики.
Мы к 1953 году вышли на первое место в мире по молодости производственно-технологического аппарата. Ну как можно не видеть таких результатов и не опираться на практическую работу, которая их дала?! Это же нелепо, глупо, если не сказать более. И мы точно понимаем, что если мы этот опыт организации технологического развития нашей экономики возьмем сегодня на вооружение, мы никак не ошибемся, мы наконец указы главы государства начнем исполнять.
Деньги для экономики, для экономического роста… Естественный вопрос возникает: страна в таких масштабах строилась, тысячи новых заводов, тысячи новых городов, чудо послевоенного восстановления страны, когда нам западные экономисты давали 15—20 лет на это восстановление, а у нас уже к четвертому кварталу 1947 года объем промышленного производства вышел на довоенный уровень!
На западе понять не могли, как мы это сделали в условиях, когда безо всяких кредитов МВФ, в послевоенную разруху… А была проведена гениальнейшая в цивилизационном масштабе денежно-кредитная реформа 1930—1932 годов, когда деньги были подчинены национальным интересам и интересам роста экономики, и среднегодовые темпы роста инвестиций и капиталовложений в тот период составили 18,9 %. Нет примеров роста экономики, когда у вас кредит короткий и дорогой. Нет таких просто примеров. У нас так был денежный оборот организован, что если целевые планы сбалансировано показывают: можно построить новое предприятие — цемент есть, кирпичи есть, рабочая сила есть, энергетические мощности есть, откуда возьмем оборудование, понятно — то проблемы денег нет.
Мы почему отворачиваемся от этого опыта? Политика Нового курса Рузвельта этот опыт использовала. Когда во время великой депрессии кредит не работал, была создана государственная корпорация финансирования и реконструкции, и в самой рыночной экономике в мире в 1930-е годы, в США, главным кредитором экономики была государственная корпорация. Она решала проблемы создания общественной инфраструктуры, технологического перевооружения экономики, развития военной отрасли, развития депрессивных регионов.
Это же наш опыт с доказанной эффективностью, реально сработавший! Или опыт того, что мы впервые в мире построили бережливую экономику после войны благодаря усилиям выдающегося министра финансов Арсения Григорьевича Зверева…
Владимир Семенович Высоцкий, помните, пел: «Было дело — и цены снижали». Было дело у нас такое. С 1947 по 1954 год совокупно цены были снижены более чем в два раза. Сегодня у нас тарифные тиски душат экономику и душат людей. Бережливая экономика должна быть в тарифном секторе, и тарифы должны снижаться, а не повышаться. И как это делать, известно.
У нас японцы это подглядели, они это признают, основой своего экономического чуда сделали вот эту модель постоянного снижения потерь и затрат. Но первопроходцами были мы. Мы впервые это сделали, как и поддержали предпринимательство в форме артелей и промысловой кооперации.
И не было у нас никакого дефицита товаров широкого потребления до 1960 года, пока Хрущев не уничтожил просто варварски и грубо этот важнейший слой экономики, предпринимательской инициативы в форме артелей и промысловой кооперации. Две цифры назову: артели выпускали в 1953 году 33 444 позиций номенклатуры продукции, а Госплан планировал 9 490 позиций… Вот такое было соотношение. Да, это было самое капиталоемкое, сложное и структурно важное, а были направления, где вообще не было государственных предприятий. Допустим, производство детских игрушек. Не занималось этим государство, все артели делали.
И вот это все вместе, как единая система мер, целостная модель с гениальными новаторскими решениями — это наш исторический опыт, опираясь на который сегодня, мы точно не ошибемся, а наверняка победим в экономической войне с западом, обеспечим рост доходов людей, благополучие и могущество нашей страны.