Орловская искра № 34 (1255) от 10 сентября 2021 года

Откуда уже не выбраться…

В калейдоскопе последних новостей, опубликованных региональными информагентствами, промелькнула одна, которую при «ближайшем рассмотрении» можно назвать весьма и весьма тревожной, «судьбоносной» и «знаковой». Электронная газета «Вечерний Орел» со ссылкой на экспертов Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС сообщила, что в ближайшем будущем в России могут отменить Болонскую систему высшего образования, которая «себя не оправдала». Ура? Не спешите!

Ведь власть в данном случае прислушалась не к коммунистам, ни к депутату Госдумы Яровой, ни к ректору МГУ Садовничьему, ни к другим специалистам-патриотам, последовательно доказывавшим вредность Болонской системы все эти годы. Оказывается, помощник президента А. Фурсенко — наш печально знаменитый бывший министр образования — накануне нового учебного года заявил о необходимости пересмотра системы бакалавриата и магистратур в российском высшем образовании.

Ему вторит и небезызвестный президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я. Кузьминов. И тот, и другой являются идеологами реформы российского образования. И они же теперь заявляют о необходимости «перестройки-2» в этой области, точнее «2 + 2 + 2».
«Независимая газета» цитирует А. Фурсенко и пересказывает его идею: «Мы должны будем еще раз начать перестраивать существенно систему высшего образования, обеспечив большую дробность», — уверен Андрей Фурсенко.

По его словам, подготовить человека за шесть лет под выполнение какой-то конкретной задачи не всегда эффективное решение. За шесть лет ситуация может поменяться не один раз. Сегодня, по словам помощника президента, актуален подход, когда система высшей школы рассматривается не как «4 + 2» (четыре года бакалавриата и два года магистратуры), а как «2 + 2 + 2». То есть два года — это тот период, когда человек получает фундаментальные знания. Следующие два года — обучение по конкретному направлению. И последние два года дают возможность резко изменить направление обучения».

А вот что сказал Я. Кузьминов на неком международном молодежном форуме: «…, по его мнению, — читаем в той же «Независимой…», — от трансформации, которую сейчас переживает человечество, через 10 лет с 90-процентной вероятностью водитель, охранник, технический переводчик и две трети продавцов будут заменены цифровыми сервисами.

А ведь это коснется двух самых массовых профессий в нашей стране (водитель персонального автомобиля и продавец — по 7 млн человек). Второй момент, у нас сожмутся отрасли, производящие металл, резину, кирпичи и т. д. Все это произойдет во многом потому, что новые технологии, которые основаны в большинстве своем на цифре, гораздо более экономны в отношении материалов». Отсюда вывод: «…бакалавриат академический становится все более оторванным от конкретной профессии.»

Помнится, уничтожение советской высшей школы, во многом сохранившей основные принципы традиционного отечественного образования, тоже начиналось с тех же посылов «об оторванности» обучения от «запросов рынка». Но если есть у революции начало, то, видимо, и впрямь — нет у революции конца. Перестраивали, перестраивали три десятка лет и оказалось, что опять нехорошо. И не предлагается ничего лучше, как еще раздробить неким странным образом все тот же шестилетний период обучения.

Зачем? Чехарды в высшей школе ныне и так хватает. Вместо конкретного набора знаний по ряду предметов, обу­славливающих теоретическую и интеллектуальную подготовку будущего специалиста, студентов теперь учат абстрактным «компетенциям» посредством «проектного обучения», предполагающего приобретение знаний и навыков не на лекциях, а в процессе подготовки некоего проекта под контролем преподавателя. Нелепость на нелепости плюс тонны бумаг, которые преподаватели должны оформлять и заполнять вместо того, чтобы учить студентов. И как результат:
Болонская система в России, оказывается, «не пошла или «пошла не так, как хотелось бы». Признали, наконец — после того, как Фурсенко с Кузьминовым с этим согласились. Но вместо «возвращения на круги своя» нам предлагают очередную шараду «2+2+2».

Напомню. Болонская система появилась в мире в 1999 году, когда министры 29 государств в итальянском городе Болонья подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». Европе нужна была унификация образования, чтобы, в том числе, решить вопрос с детьми эмигрантов из стран третьего мира — подтянуть их образовательный уровень до «среднеевропейского». Но нам то все это было зачем? Только для того, чтобы «интегрироваться в Запад»! Или как пояснил мне несколько лет назад один из преподавателей ОрелГТУ, чтобы готовить специалистов, умеющих обращаться с иностранной техникой и технологиями, не пытаясь создавать что-то свое.

Теперь выясняется, что и в этом деле мы не очень-то преуспели. Появились новые «тренды», до которых надо срочно дотягивать.

Я. Кузьминов так и говорит: «Онлайн-обучение ведет к расширению аудитории преподавателей, которая доступна студенту, где бы он ни был. В США онлайн-курсы предлагают Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Гарвард. И это только вершина айсберга. У нас же онлайн производит топ-10 и внедряет у себя топ-10. Ситуация парадоксальная. Почему так происходит — понятно. Пока большинство студентов считает, что, внедряя онлайн-курсы, университеты оказываются «второсортными вузами». Между тем в Европе не используют программы онлайн-обучения только 11% вузов. «У нас же, наоборот», — замечает Ярослав Кузьминов, — участвует примерно столько же».

Как видите, пандемия уже даже не упоминается в качестве причины и мотивации: о необходимости массового онлайн-обучения молодежи «прорабы перестройки образования» говорят уже с совершено с другой аргументацией, хотя, в принципе, до боли знакомой: мол, так уже живет весь «цивилизованный мир», который мы, видно, просто обречены все время догонять, чтобы в него без конца «вливаться».

Впрочем, языку свойственно проговаривать тайные мысли и мотивировки. По словам Кузьминова, «сумма экономии от использования онлайн-курсов составляет от 50 до 250%.». Опять запахло большими деньгами, точнее — возможностью их не платить вузам на обеспечение нормального учебного процесса.

…Куда же загоняют отечественное образование? Туда, откуда уже не выбраться ни при каких усилиях?

Андрей Грядунов.

Лента новостей

Отчетность

самые читаемые за месяц