Орловская искра № 12 (1233) от 2 апреля 2021 года
Патриотическое шоу
Орловский областной Совет принял обращение в адрес правительства и министерства образования, желая помочь делу патриотического воспитания школьников. Областные депутаты предлагают изменить образовательные стандарты так, чтобы они позволяли показывать на уроках истории, литературы и обществознания кино. Не любое, конечно, а нужное.
Необходимость данной меры в документе обосновывается так: «…Патриотическое воспитание детей и молодежи становится одной из самых актуальных проблем современности. Агрессивный поток противоречивой информации сильнее всего бьет по подрастающему поколению, заставляя усомниться в истинной истории России и истории Великой Отечественной войны».
Правильные фильмы, по замыслу авторов инициативы, эти сомнения развеют.
Но законодатели понимают сложность задачи, поэтому добавляют: «Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите Родины — очень непростая задача. Поэтому особое значение имеет тот уклад, который формирует личность ребенка в школе».
С уклада и начнем…
Личность ребенка формируется не только в школе. Уклада, за который воевали в Великую Отечественную, больше не существует, как нет и самой страны СССР. Для школьника война, случившаяся без малого сто лет назад — событие прошлого.
Нынешнее мировоззрение формируется другим укладом. Какой он? В нем социализм объявлен ошибкой. Тогда как такой строй победил в самой масштабной войне в истории человечества? Государственная пропаганда сквозь зубы, опустив глаза, утверждает, что народ победил вопреки системе.
Это объяснение по духу мало чем отличается от призыва наших «западных партнеров» к руководству России и ее народу каяться за свое «неправильное» прошлое. Если вопреки, то чем «наш» агрессивный поток информации разнится от их потока? От драпировки Мавзолея на параде Победы 9 мая в Москве до сноса памятников Ленину на Украине, антикоммунизма, идущего нога в ногу с русофобией, — небольшая дистанция. «Мы» тоже как бы каемся, но не совсем. Но чуть-чуть беременных не бывает. Чью правду о войне показывать в школе? «Сталинград» Бондарчука, «Штрафбат», «Сволочи», снятые за государственные деньги и показанные по государственным каналам, — это и есть правда?
Ложь и глупость не могут быть основанием патриотизма. К тому же они губят искусство. Отечественный кинематограф, к которому апеллируют областные депутаты, выступающие за все хорошее против всего плохого, сегодня еще нужно поискать. «28 панфиловцев», «Т-34» скорее отвратят школьника от военной тематики в исполнении «мастеров» отечественного кино. Бездари и халтура — плохой запал для патриотического взрыва. Пригласите американцев, они сняли бы лучше — это уже предлагается открыто. Там хоть не утрачено представление о профессиональной чести — если взялся что-то делать, делай это хорошо.
Патриотизм — благодатная тема для искусства, поскольку взывает к лучшим качествам человека, готовности жертвовать всем ради своей страны. Поэтому патриотизм не терпит фальши и не возникает по щелчку пальцев. Вы не задумывались, почему Первая мировая (империалистическая) война не вызвала в русской культуре того времени ни одного не то что выдающегося, а просто заметного произведения культуры патриотического направления? Их просто нет — ни книг, ни песен, ни стихов. Хотя народ тоже сражался за свою страну. Но весь ли народ и только ли за страну? Чем занимались мастера культуры, «элита»? А теперь сравните с Великой Отечественной…
Депутаты облсовета, видимо, невнимательно читали собственное обращение, если одобрили в том числе и фразу: «Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите Родины — очень непростая задача».
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите Родины — это очень ПРОСТАЯ задача. Для этого всего-навсего самим «воспитателям» нужно любить свою землю, свой народ и быть готовыми к защите Родины.
Наполеоновская Франция была прогрессивнее крепостнической России. Но рабы умирали вместе со своими господами не потому, что ничего не слышали про свободу, равенство и братство. Блестящие кавалергарды, завсегдатаи петербургских балов, богачи, князья и графы — олигархи, выражаясь современным языком, шли под пули и ядра со своими крепостными в одном ряду.
И Сталин прекрасно понимал значение кино для воспитания патриотизма. Поэтому при нем и сняли шедевры, которые капиталистические патриоты зовут на помощь в эпоху антисталинизма. Но при этом у руководителя страны оба сына были в армии. Один — в артиллерии, другой — в авиации. Оба воевали, один, Яков, погиб.
Чем ответят современные вожди? На каких фронтах служат Родине их дети?
Избави Бог от трагедии, но какие яркие примеры самопожертвования, отваги «золотой молодежи» сегодня можно привести?
Это верно, что особое значение имеет уклад, который формирует личность ребенка. Но этот уклад не ограничивается стенами школы. Не надо думать про наших детей, что это идиоты, озабоченные только тем, чтобы сдать ЕГЭ, наученные выбирать один ответ из нескольких предложенных, но не способные мыслить. Ими не получится манипулировать. Их оскорбляет даже предположение, что понятие «патриотическое воспитание» можно свести к просмотру кинофильмов.
С этим вообще нет никаких проблем. У каждого в руке мобильный телефон — миникинотеатр, энциклопедия, бескрайний источник информации. Чтобы посмотреть кино, не нужно менять стандарты образования. С этой задачей справилось бы даже телевидение, но на государственных каналах предпочитают людей оглуплять, а не развивать. Названия разных «шоу» перечислять?
Возвращаясь к теме «уклада», так влияющего на формирование мировоззрения, за которое теперь нужно бороться…
Проповедь, что нет выше чести, нежели гибель за други своя, лучше ложится на сердце, когда знаешь, что есть Сергий Радонежский, воины-монахи Пересвет и Ослябя, а не только батюшка на «Мерседесе».
Пять лет назад, в марте 2016-го, в Сирии, в бою под Пальмирой погиб 25-летний старший лейтенант Александр Прохоренко. Он был заброшен в расположение боевиков и неделю, в одиночку, корректировал действия нашей авиации. Его обнаружили и окружили. Чтобы не попасть в плен, парень вызвал огонь на себя. Останки героя России идентифицировали по ДНК.
Это — элита! А вот социальное происхождение человека, о котором говорили в те дни все информагенства: отец — тракторист, мать — уборщица. Ну, не сына же министра посылать на смерть, верно? Какие фильмы вы покажете школьникам, чтобы доказать обратное? Какими примерами вы собираетесь подтверждать важность «укрепления славных традиций, доверия к государству и, как следствие, необходимость формирования готовности граждан к защите Отечества и службе в Вооруженных Силах», если служат в этих Силах, в основном, те, для кого другие «социальные лифты» в современной России попросту не работают?
Доверие к государству не вырабатывается на киносеансах. К тому же на них можно опоздать или вовсе не попасть. В Орле школьнику трудно втискиваться в переполненный автобус (муниципальный транспорт в предбанкротном состоянии), а где-то студент, чтобы поймать интернет, влезает на березу. Какое уж тут кино…
Формальный, разговорный патриотизм, как и многое другое в нашей стране, превратился в подобие ширмы, которой власть, всем видам правильных поступков предпочитающая слова, отгородилась от большинства народа.
Очень патриотично Орловскому облсовету было бы принять постановление, по которому заработная плата руководства регионального парламента соответствовала бы средней заработной плате в области. Это справедливо и патриотично и сразу вырабатывает доверие к государству и готовность его защищать — руководители живут так, как руководимые. Мы бы сняли про это кино и с гордостью его смотрели.
Сергей Заруднев.