Орловская искра № 7 (1375) от 23 февраля 2024 года
Патриотизм… и капитализм
СВО обнажила все проблемы современной России, в том числе и те, что связаны с идеологией или, как стало принято говорить в последнее время — патриотическим воспитанием, точнее, его недостатком.
Глубинная Россия, кто-то точно сформулировал в интернете, мрачно поднялась и пошла на войну — надо так надо, делаем, если Родина зовет; и было, и есть в этом движении огромное количество идейных добровольцев. Но одновременно сотни тысяч молодых людей бежали из страны, как только государство рискнуло посягнуть на их зону комфорта, причем, подавляющая часть этих потенциальных дезертиров представляла большие, столичные города — витрину достижений «новой, постсоветской России».
Нормальным такое положение не назовет даже самый отъявленный либерал во власти, поскольку, как выяснилось, во все времена стране требуются люди, способные ее защищать. Воспитание эгоистичного потребителя в качестве образцового гражданина вернулось к власти бумерангом. Выводы делаются, но при этом не оставляет ощущение неполноты и недосказанности — в стране по-прежнему нет четко сформулированной идеологии. И это тревожно, коль скоро мы заговорили о будущем и тех, кто станет его определять — молодежи.
Своими соображениями на эту тему в коротком интервью делится первый секретарь Орловского обкома КПРФ, сенатор В. Н. Иконников:
— На днях в подкомитете Совета Федерации по финансовому контролю рассматривали акт Счетной Палаты по проверке Росмолодежи и некоторых подразделений этого федерального агентства. Больших финансовых проблем мы там не обнаружили, но увидели другое: целостной системы воспитания подрастающего поколения, чем призвана заниматься Росмолодежь, пока не создано.
Мы не увидели ни новых убедительных методик, ни хотя бы подобия того, что прекрасно работало в Советском Союзе — системы воспитания, которая охватывала все образовательные учреждения, начиная от детского садика и школы и заканчивая техникумами и вузами.
Это воспитание продолжалось и за стенами учебных заведений в системе дополнительного образования — во Дворцах пионеров, домах творчества, Дворцах спорта, спортивных школах и т.п. В итоге патриотизм в Советском Союзе был нормой, естественным состоянием практически каждого молодого человека, убежденного в необходимости защищать Родину и, главное, готового к ратному труду.
К сожалению, сегодня мы видим лишь робкие попытки брать из советской системы воспитания отдельные элементы, не выстраивая целостной системы. Увы, агенство Росмолодежь и их кураторы в правительстве зашорены либеральными догмами и работают не целостно, а фрагментарно.
— Что вы имеете в виду?
— Многочисленные акции — в смысле громкие мероприятия и отдельные проекты. Но акции прошли, проекты закончились. Что дальше? Сенаторы рекомендовали руководителям агентства взять все лучшее из патриотического инструментария, который использовался в Советском Союзе, и внедрять его в современную систему.
Во времена моей молодости, например, одним из элементов воспитания был комсомол. В армии я был секретарем комсомольской организации роты. У нас было больше 150 комсомольцев! Я служил в инженерных войсках, готовили ребят для частей, разбросанных по всей стране, а еще — для Афганистана. И ни для кого не было проблемой, куда ехать — на Дальний Восток, в Молдавию, на Украину, в Читу или Афган. Никто не вилял и не петлял, каждый был готов выполнять задачу там, где прикажут. В этом не было ничего удивительного, это было нормой.
— Как проходила служба в начале 80-х?
— Весело. В армию я пошел после строительного техникума. Из 30 курсантов нашего учебного взвода практически все были после техникумов — строительных, экономических, педагогических, разных. После учебки я получил звание сержанта, и меня оставили командиром отделения. Через год стал заместителем командира взвода. До армии я серьезно занимался спортом. Спорт и помог. Было так — взвод бежит марш-бросок, а нас, ребят-спортсменов, сразу ставят в «арьергард» — помогать и тащить тех, кто отстает.
— Уставшего бойца на спину — и вперед?
— Не совсем так, но похоже. Армия учит хорошему правилу — результат подразделения определяется показателями последнего бойца, засечка на финише идет по нему. Что такое чувство ответственности и коллективизма в армии усваиваешь прекрасно.
— Возвращаясь к заседанию подкомитета Совета Федерации и концептуальным проблемам Росмолодежи: может, беда в том, что воспитанием подрастающего поколения поручено заниматься тем, у кого нет морального права воспитывать молодежь?
— Я бы так не сказал. У меня создалось впечатление, что в Росмолодежи, если говорим о ней, хотят работать, но либо не знают, какими методами достичь результата, либо существует табу на использование эффективных методик, использовавшихся в Советском Союзе, и способных помочь сегодня. Думаю, что в большей степени проблема заключается в идеологической предубежденности, установках, идущих из правительства и администрации Президента, где существует громадный блок, как когда-то в ЦК КПСС, отвечающий за воспитание. До сих пор сохранилась либеральная повестка, которую так или иначе продолжает транслировать власть. Думаю, проблема именно в этом.
— Продолжая тему либерализма. Как там яхты наших олигархов? Давно о них ничего не было слышно.
— Полагаю, что с яхтами все в порядке, они надежно спрятаны, как и денежные активы, и в России, и в разных заначках за рубежом. Дело не в яхтах, а в мировой тенденции, которая проявилась в том числе и в нашей стране — когда богатые становятся еще богаче, а бедные еще беднее. В этой связи Bloomberg пишет, что совокупное состояние богатейших предпринимателей из России выросло в январе этого года на 713,13 млрд рублей.
Это называется родимыми пятнами капитализма, несправедливым распределением общественного богатства, чего не было в СССР, где за счет государственной экономики прибыль от хозяйственной деятельности госпредприятий распределялась в интересах всего народа, а не кучки избранных; когда были бесплатные молодежные центры, бесплатные пионерские лагеря, бесплатные санатории, когда государство находило средства, чтобы все это содержать; когда стержнем государственной идеологии была забота о людях. Это не фантазии, а реальность, которую видели и ощущали на себе все в Советском Союзе. Уверен, если наша страна хочет успешно развиваться, она должна вернуться к положительной советской практике. Тогда и проблем с идеологией и воспитанием станет гораздо меньше.
Вопросы задавал С. Заруднев.