Орловская искра № 17 (1336) от 19 мая 2023 года

Периферия?

С наступлением весны три темы регулярно оказываются в поле зрения общественности и депутатов Орловского городского совета: мусор, деревья и дороги периферийных улиц. Депутат городского Совета (фракция КПРФ), председатель регионального отделения Всероссийского женского движения «Надежда России» Марина Франко поделилась с нашей газетой своим видением этих трех проблем применительно к своему избирательному округу на Выгонке.

Завалы мусора в частном секторе, считает Марина Федоровна, — это следствие не только сбоев в работе перевозчиков. Из года в год каждую весну контейнерные площадки на Выгонке, по наблюдениям депутата, обрастают кучами веток, обрезанных в ближайших частных садах. Эти отходы, строго говоря, не являются коммунальными, и выво­зить их перевозчики не обязаны. Равно как и строительный мусор. Если вы что-то строите на своем подворье, то обязаны сами позаботиться о вывозе отходов, говорит М. Ф. Франко. Для этого нужно обратиться к региональному оператору «Зеленая роща».

Но все эти призывы так и останутся пустым звуком, подчёркивает депутат, пока не будет действенной системы контроля. К сожалению, сегодня ни участковые уполномоченные, ни административно-технические комиссии, работающие в каждом районе города, не имеют достаточно полномочий, чтобы наказывать физических лиц за складирование строительного мусора на контейнерных площадках. Ведь зачастую даже выявить, кто именно высыпал кучу битого кирпича или штукатурки возле контейнеров, не представляется возможным. Что делать? Устанавливать видеокамеры, ходить с комиссией по дворам, привлекать уличкомы и обязывать их сигнализировать по каждому подобному случаю? Все эти вопросы пока не имеют ответов.

В свое время в центе внимания депутатов была проблема мусора, который ссыпается из переполненных контейнеров или при их опорожнении. Кто должен зачищать этот так называемый «слет», чтобы контейнерные площадки были чистыми? Как показывает практика, самым эффективным решением в данном случае является уборка силами тех, кто вывозит мусор из города.

Прежде в Орле можно было увидеть, как двое уборщиков во время перегрузки контейнеров в машину быстро подбирают лопатами все, что упало на землю, а затем едут дальше по своему маршруту. Но ответственность возложили на управляющие компании, и контейнерные площадки начали стремительно зарастать гниющим мусором. Комментируя эту сторону мусорной проблемы, Марина Франко обращает внимание на следующее обстоятельство: управляющие компании зачастую не могут друг с другом разобраться, кто из них и за какие именно контейнерные площадки отвечает.

«Власть не имеет достаточно эффективных рычагов воздействия на управляющие компании», — говорит М. Ф. Франко, — и поэтому вынуждена сама заниматься расчист­кой контейнерных площадок, привлекая для этого дела совершенно разных людей, в частности приговорённых по суду к общественным работам».

Конечно, при такой системе расчистка площадок не может быть ежедневой, как это должно быть. В результате мы имеем то, что имеем: мусор накапливается, контейнерные площадки приобретают неприглядный вид.

Никак не получается наладить в городе эффективную работу по опиловке и выпиловке деревьев. Депутат М. Ф. Франко приводит примеры из жизни своего округа: старое дерево было «сактировано», то есть официально и документально приговорено к сносу еще в 2012 году, но так и простояло десять лет.

— Зато сколько было выпилено совершено здоровых деревьев! И не только на Выгонке, — говорит Марина Федоровна. — Как только я начала будировать эту тему, ко мне стали обращаться жители из разных районов и кварталов города, засвечивая факты прямо-таки варварского уничтожения зеленых насаждений. Последние сигналы были из района автовокзала и с ул. Герцена. Понять логику этой выпиловки очень трудно, не понимают ее ни депутаты, ни рядовые горожане. Зато очень бросается в глаза, что на центральных улицах вырезают здоровые деревья куда активнее, чем пилят старые на периферии.

Один из последних вопиющих случаев, по словам Марины Франко, произошёл в районе женского монастыря, когда при опиловке ветвей рабочие умудрились повредить стволы этих деревьев, тем самым обрекая их на скорую гибель. Только вмешательство депутата, выложенные в сети фотографии побудили власти «залечить нанесенные раны». Но вопросы остаются. Кто инструктирует рабочих по технологии и тактике обрезки и выпиловке деревьев? Кто контролирует правильность выполнения работ?

Не менее выразительны и примеры, касающиеся уже третьей болезненной темы — темы дорог в частных кварталах.

— Выгонка отличается наличием открытых водостоков— дренажных канав, — рассказывает М. Ф. Франко. — Но проектирующие дороги частные проектные организации, как я успела заметить, не очень утруждаются тем, чтобы учесть те или иные местные нюансы. Зачастую подрядчику приходится за свой счет исправлять ошибки проектировщиков. На моем округе был случай, когда сливную трубу положили за счет подрядной организации: просто руководитель организации пошел нам навстречу. В этой связи на заседании городского Совета я обратилась к администрации города с предложением включать в комиссии по приемке дорог депутатов соответствующих округов. По большому счету, нужно было бы проводить предварительные общественные слушания, чтобы не получалось так, что вдруг на пути дорожников оказываются зеленые насаждения, которые они вынуждены сносить или обходить, уменьшая проектную ширину проезжей части. Или уложенные по проекту бордюры оказываются на пути к пожарному гидранту. Мне говорят в администрации: если что-то сделано неправильно, подрядчик обязан будет все переделать. Но зачем тратить лишние деньги и силы, если все возможные ошибки можно исключить на стадии проектирования? Для этого нужно только, чтобы проектировщики имели возможность своевременно пообщаться с местными жителями.

Как говорит Марина Франко, в этом году губернатор А. Е. Клычков поручил разработать трёхгодичную программу асфальтирования дорог в частном секторе. В округе М. Ф. Франко это позволит, в частности, привести в порядок дополнительно еще 5 улиц.

— За неполных три года моей депутатской деятельности мне совместно с администрацией удалось отсыпать асфальтогранулятом ул. Чкалова, Андриабужский переулок, ул. Рельсовую. Однако отсыпка — это, конечно, полумера. Периферийные кварталы нуждаются в полноценном дорожном строительстве — с асфальтом и тротуарами. Там, вдали от городского центра, живут такие же горожане, как и на улицах Комсомольской, Московской или Октябрьской. Программа губернатора Клычкова предполагает, что уже в этом году на асфальтирование периферийных улиц будет выделено 150 миллионов рублей, а в 2024 и 2025 годах в реконструкцию дорог частного сектора в Орле будет вложено по 300 миллионов ежегодно, — добавила Марина Франко.

Андрей Грядунов.