Красная строка № 26 (377) от 12 августа 2016 года
По Ленинской гуляли, закусывать идем…
Гипсовый пионер с горном значительно бы украсил обновленную улицу Ленина. Унылые тумбы-отбойники с растительностью от совхоза «Коммунальник» заиграли бы. Главное — и то, и другое (и тумбы — чудовищные клумбы, и пионера) не жалко будет сносить по причине их равной эстетической ценности.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но когда идешь по улице Ленина, создается ощущение, что вас надули. Это и есть «самая красивая улица мира»? Тогда бедный этот мир…
У меня нет претензий к «главному архитектору области» Вермишяну — человек, видимо, действительно создал всё, на что он способен. Почему его не остановили? Почему еще один авторитет (кроме Вермишяна) в области культуры и градостроительства — губернатор Потомский — не помог своему протеже эскизами?
Крылатая фраза губернатора, что всем, кому не нравится новая улица Ленина, нужно закусывать, — это хорошая, правильная фраза. Все точки общепита на бывшей Болховской (обновленной Ленинской) поддерживают первое лицо региона. Если каждый, кому эта новая улица не нравится, купит хотя бы один пирожок, торговые дела в пешеходной зоне быстро пойдут в гору.
О вкусах можно спорить, но как можно спорить там, где вкус, по всей видимости, отсутствует? Речь даже не о плитке, облицовывающей клумбы, как кафель стенки ванной. Эта облицовка, скорее всего, слетит после первых сильных морозов, пострадает от ударов ломиками, наносимых недостаточно квалифицированными, отсталыми орловскими дворниками, звереющими в сильный снегопад и стужу, но вынужденными скалывать наледь и делать тротуар проходимым.
Это мелочи и проза. Как вообще могли возникнуть навевающие тоску бетонные прямоугольники, жуткая мертвечина, цепочка поставленных ровно, как по линейке, гробов? В каком мире должен жить человек, какие книги читать, чтобы сотворить такое?
У нас тихий, провинциальный, литературный город. Зачем делать из него страницу комиксов?
Повторюсь — к Вермишяну, с гордостью сотворившему всё это, — никаких претензий. Лучше было, конечно, ему остановиться и вообще сменить род деятельности, но раз этого не произошло, то утешимся выводом, что «пианист играет как умеет», нет смысла тратить на него «патроны».
Но ведь не с Луны он на нас свалился. Нет, не с Луны. И Потомский (какое совпадение!) не с Луны. Однако оба оказались в Орле. Сначала — Потомский, затем (благодаря Потомскому) — Вермишян. Потомский может освободить Орел от Вермишяна, однако не делает этого.
Это порождает конфликтную ситуацию. Группа орловских архитекторов, по всей видимости, упорно и цинично отказывающихся закусывать, написала губернатору Орловской области открытое письмо, опубликованное на сайте «Красной строки» в колонке новостей.
В этом письме профессиональные архитекторы подвергли жесточайшей критике и даже высмеяли плоды творчества вышеупомянутого Вермишяна, указали на несколько болевых точек в градостроительной политике, грозящих появиться в ближайшее время, и сделали вывод, что такую политику необходимо менять.
Профессионалов услышали. Их (почти всех подписантов) собрал у себя главный антигерой Вермишян для, как он сказал, диалога. Но диалог так и не получился, поскольку перерос в монолог Вермишяна, монолог учителя, разговаривающего с нерадивыми учениками.
Диагноз, поняли участники слушания, они поставили в открытом письме правильный.
Дело взялся исправлять опытный Бударин. Он вновь собрал подписантов (уже меньшее количество, люди устают слушать ораторов), к которым обратился со словами извинения и подобием покаянной речи. Дескать, мы признаем свои ошибки, однако, не все, но вы тоже хороши, поскольку конфликты лучше решать полюбовно, их не следует доводить до публичности.
Орловские архитекторы, поставленные «культурной командой» Потомского в положение назойливых неучей, мешающих гениям творить, даже слегка растрогались, услышав от заместителя губернатора, что пока все устали, ушли в отпуск и отдыхают, однако в сентябре возможны перемены, в результате которых Вермишяна в «Сером доме» уже не будет.
Народ вытер слезу, но, выйдя из кабинета, засомневался. Таковы люди — они верят доброму слову, сказанному вовремя, однако реальность ожесточает их сердца.
Будет Вермишян, не будет — что это изменит по сути? Не Вермишян главный в Орловской области. Посмотрим на «юбилейные объекты» — пугающую и разочаровывающую Ленинскую, внушающую мысль о закуске; недоделанные театры, один из которых (им. Тургенева) плавает после каждого дождя; набережные (сколько они простоят?); не сданный до сих пор стадион имени Ленина…
450 лет — как гарантия нового витка долголетия, а после нашего праздника — ощущение одноразовости. Спешка, показуха, сомнительные результаты. Заводы не спасены, супераэропорт — в виртуале. И болтовня, болтовня, болтовня.
В остатке — освоение бюджетных денег и личные карьерные дела. Кстати, ещё одна новость. На той же встрече с архитекторами тот же Бударин сказал, что область уже не справляется с градостроительной политикой в Орле и намерена вернуть полномочия в этой сфере городу — так же стремительно, видимо, как и забрала.
Циник бы сказал — федеральные деньги, отпущенные на празднование 450-летия Орла, кончились, вся сумма выбрана, поэтому город больше не интересен, да? Но мы так не скажем, мы же не циники.
Мы просто по Ленинской гуляли. Закусывать идем.
Сергей Заруднев.