Красная строка № 30 (336) от 21 августа 2015 года
По заветам великого комбинатора
Как в Орловской области махинации с бюджетными подрядами стали «обычной практикой».
Многим жителям Орла все чаще кажется, что они на машине времени вернулись в подзабытые 90-е. Ощутимо пахнуло прошлым – с заказными убийствами, с задержками зарплат и выходами трудовых коллективов на массовые акции протеста. С последней «новой приметой старого времени» хотелось бы разобраться особо. Только за последние пару месяцев протестных акций в Орле прошло несколько. Выходили возмущенные рабочие уничтоженного завода «Орлэкс», вслед за ними – коллективы завода «Дормаш», типографии «Труд», а совсем недавно – муниципального предприятия «Спецавтобаза» (о причинах конфликта «Труд» уже писал 7 августа 2015 года). Подобную протестную активность в Орле связывают с приходом «на воеводство» губернатора Вадима Потомского и его команды.
Как уже сообщалось в «Труде», последний пикет с требованием выплаты зарплат работникам муниципального унитарного предприятия (МУП) «Спецавтобаза города Орла» прошел в конце июля. А вскоре зарплату «бузившим» водителям, слесарям и прочим сотрудникам МУПа выплатили. Многомиллионную задолженность, копившуюся почти три месяца, погасили через неделю после пикета. Как подчеркивалось в местных СМИ, произошло это после того, как к решению проблемы подключился сам губернатор Потомский. Правда, те же СМИ почему-то забыли сказать, что проблему эту сам же господин Потомский и создал. И что до нынешнего удручающего, предбанкротного состояния «Спецавтобаза» дошла не без участия губернатора.
Странные совпадения
Роковую роль в судьбе одного из старейших орловских предприятий сыграли две структуры: областная «Дорожная служба» и частная – ООО «ЭкоТек». Именно они «отобрали» у муниципального предприятия львиную долю традиционных заказов на уборку города, ремонт и содержание дорог и на вывоз мусора, тем самым лишив «Спецавтобазу» стабильного заработка. Потомский и не скрывал, что это по его инициативе функции по уборке города, ремонту и содержанию городских дорог были переданы от «Спецавтобазы» «Дорожной службе». Без тени смущения нахваливал Потомский и частную фирму «ЭкоТек».
«ЭкоТек», зарегистрированная в Орле в марте 2014 года, имеющая 15-летний опыт работы, появилась в городе по приглашению тогда еще врио губернатора Потомского, о чем сообщил прессе исполнительный директор компании Павел Мазуренко. Рассказал он и о том, что свою деятельность компания вела во Всеволожске, откуда и прибыл в Орел новый губернатор. А то, что у Потомского в том же Всеволожске был серьезный мусорный бизнес, давно известно. Можно, конечно, не верить, что «ЭкоТек» – одна из компаний, подконтрольных Потомскому или, как болтают злые языки, его зятю Артему Дайнеко. Но то, что всеволожская компания пользуется особой любовью губернатора, – факт неоспоримый. Как и то, что «Спецавтобазу» принесли в жертву «ЭкоТеку». Цитируем губернатора: «У нас появилась компания «ЭкоТек», которая в трех районах занимается вывозом мусора. Ни одного замечания к этой компании нет. Компания работает на грани абсолютного нуля, самый низкий тариф по вывозу мусора – это в городе Орле. Больше такого нигде нет. Бог с ним! Это вопрос чести и принципа – работают».
Расточая эти похвалы, Потомский почему-то не пояснил, каким образом за короткое время никому ранее не известная «ЭкоТек» смогла вытеснить «Спецавтобазу», занимавшуюся вывозом мусора в Орле десятилетиями.
Черт кроется
в деталях
Процедура получения муниципального заказа (а соответственно, и бюджетных денег) на выполнение работ хорошо известна. Мэрия объявляет аукцион, желающие подают заявки, комиссия выбирает организацию, которая в состоянии удовлетворить все требования к подрядчику и при этом запрашивает за услуги наименьшую цену. Но черт кроется в деталях. Целую коллекцию «маленьких хитростей», позволяющих сорвать большой куш своему человечку, собрали активисты Общероссийского народного фронта, подробно описав их в сборнике под говорящим названием «Серая книга Остапа Бендера». Так вот, некоторые схемы из описанных в сборнике показались до боли знакомыми.
Вот, например, в конце июня администрация Орла в лице Управления коммунальным хозяйством (УКХ) объявляет электронный аукцион на право заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора с бункерных и контейнерных площадок в городе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 343 564 рубля. За эти деньги подрядчик должен вывозить отходы с контейнерных площадок в течение девяти дней – с 20 по 29 июля.
Чтобы получить муниципальный контракт, претендент должен выполнить ряд условий. Так, например, в аукционной документации указано, что в счет цены контракта подрядчик обязан оборудовать площадки – внимание! – евроконтейнерами для сбора твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора. Здесь же уточняется, какими именно должны быть эти евроконтейнеры – их габариты, объем, материал корпуса (пластик – и ничто другое), место расположения крышки, наличие колес и даже цвет (серый или зеленый). И рядом помещается графическое изображение того самого пластикового евроконтейнера зеленого цвета…
Но возникает резонный вопрос: если контракт заключается на вывоз мусора, а не на поставку контейнеров, то какая разница заказчику, какими именно контейнерами подрядчик оборудует площадки? Главное, чтобы мусор вывозился как положено. Ответ можно найти в упомянутой «Серой книге Остапа Бендера». Открываем схему сомнительных закупок № 6 под кодовым названием «Главное – детали». Следуя ей, в документации указываются такие технические подробности заказа, которые делают возможным закупку только у одной фирмы, и в нашем случае по странному совпадению это ООО «ЭкоТек». А детально описанный и запечатленный в конкурсной документации евроконтейнер – брат-близнец тех, что использует все та же «ЭкоТек». Зато их нет у муниципальной «Спецавтобазы». А для верности картина подкреплена еще одним категорическим условием: оказывается, оборудовать площадки евроконтейнерами зеленого или серого цвета необходимо в течение… одного дня с момента подписания контракта. Кому такое по силам? Нетрудно догадаться: опять же фирме «ЭкоТек», у которой контейнеры давным-давно в работе. Более того, ей и оборудовать-то ничего не надо, ибо все уже давно оборудовано! Не верите? Читаем приложение № 2 к муниципальному контракту: «Адреса и количество установленных бункеров и пластиковых евроконтейнеров», где в аккуратную табличку сведены адреса трех десятков контейнерных площадок. Заметим, что установлены они 19 июня, тогда как контракт заключен только 20 июля…
Вообще-то такая схема под № 18 в той же «Серой книге» живописуется под названием «Знал бы прикуп». Заключается она в том, что в документации прописывается часть объемов работ, которые выполнять уже не нужно, поскольку «своя» фирма сделала их заранее. К тому же для потенциальных подрядчиков такой контракт будет невыгодным – за исключением одного, «нужного» подрядчика.
Стоит ли говорить, что таким подрядчиком и единственным участником аукциона оказалось ООО «ЭкоТек». По аналогичной схеме с «ЭкоТеком» был заключен и еще один муниципальный контракт на вывоз мусора – на 25 дней на сумму 353 906 рублей. Скорее всего, такие же контракты будут заключаться и впредь. Возможно, появятся и новые схемы, позволяющие якобы на законных основаниях «отсекать» потенциальных конкурентов – таких, например, как «Спецавтобаза». В «Серой книге Остапа Бендера» подобных схем не один десяток, так что простор для фантазии не ограничен. Хотелось бы, правда, чтобы этими фантазиями заинтересовались не только журналисты, но и сотрудники прокуратуры – слишком уж явные, на наш взгляд, преференции конкретной фирме оказываются муниципальными властями. Хотя орловская прокуратура в последнее время почему-то в упор не замечает очевидного.
Письмо на бланке как руководство
к действию
«Информируем вас о деятельности компании ООО «ЭкоТек», специализирующейся на оказании услуг в сфере вывоза твердых бытовых отходов. В данной отрасли «ЭкоТек» работает уже более 15 лет и имеет опыт работы в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Вологодской, Брянской областях и ряде других регионов страны…» – это из письма, направленного в конце 2014 года в адрес руководителей орловских предприятий. В нем подробно перечисляются достоинства заезжей компании: и какая у нее современная техника, и какие условия предлагаются клиентам. В конце откровенно рекламного опуса, как водится, указаны контакты замечательного ООО. Письмо, а точнее, рекламный проспект по орловским предприятиям разослал… экс-начальник Управления промышленности Орловской области Анатолий Новиков. За своей подписью, на казенном бланке, нисколько не стесняясь. Вот так прозрачно руководителям предприятий намекнули, с кем именно им следует заключать договоры на вывоз мусора. Письмо оказалось в распоряжении депутата Орловского облсовета Виталия Рыбакова, и он обратился в прокуратуру области. Прокуратура провела проверку – и нарушений не обнаружила. А депутату пояснили, что данное «сочинение» рекламой не является. И вообще, мол, это такая практика…
Возможно, что и при проведении аукциона на право заключения муниципального контракта на вывоз коммунальных отходов и крупногабаритного мусора в пределах границ муниципального образования «Город Орел» орловские прокуроры усмотрят «обычную практику». И будут недалеки от истины: заключение самых выгодных бюджетных контрактов с «нужными» структурами действительно становится в Орле практикой. Ну а о том, что такая «практика» карается по закону, орловские прокуроры, похоже, подзабыли.
Татьяна Фурсенко.
«Труд» № 059, 14 августа 2015 г.