Орловская искра № 21 от 7 июня 2019 года
«Почему аэроклуб не летает как раньше?»
Легендарный орловский Центральный планерный аэроклуб имени С. Н. Анохина (ЦПАК) был основан в 1939 году. За долгие годы работы он воспитал немало прославленных лётчиков, спортсменов, чемпионов мира, Европы. Но с 2017 года лётная деятельность аэроклуба остановлена.
«Сложная ситуация»
В 2017 году в ЦПАК сменилось руководство, клуб прекратил летную деятельность. Отсутствие полетов и спортивных мероприятий вызвало обеспокоенность Федерации планерного спорта России. Президент организации Сергей Рябчинский написал письмо губернатору Орловской области Андрею Клычкову с просьбой обратить внимание на ситуацию.
Ответ пришел от тогдашнего заместителя председателя правительства области по социальной политике Андрея Усикова. В нем сообщалось, что аэроклуб не в состоянии обеспечить подготовку и проведение спортивных мероприятий. Говорилось, что ЦПАК находится в критическом финансовом положении и единственный его учредитель — ООГО ДОСААФ России — не смог предпринять мер по улучшению ситуации.
Ситуацию прокомментировал начальник штаба клуба Андрей Баранов. Он сообщил, что новому руководству ЦПАК достался с тяжелым «наследством»: с миллионными долгами по коммунальным платежам, которые уже погашены, а также зданиями и техникой, требующими ремонта.
По его словам, весь 2018 год руководство восстанавливало похищенные неизвестными формуляры — летные паспорта на технику. Формуляр — дневник летного средства. В нем отмечается все, что происходит с воздушным судном — полеты, ремонт, техобслуживание и прочее. Документы передаются в ДОСААФ России, после чего выдается сертификат летной годности (СЛГ), позволяющий поднять планера и самолёты в небо. На сегодня СЛГ имеют три из десяти самолётов, двадцать один планер. Еще 15 планеров ожидают получения документа.
Пять учебных планеров «Blaník» стоят в поле, у них восстановлена планерная часть, а механическая проверяется специалистами. Спортивные планера будут вывозить из ангаров тогда, когда спортсмены согласуют время своего приезда на аэродром.
— В прошлые выходные люди приезжали и занимались планерами, — говорит Баранов, отметив, что в начале июня с московского ремонтного завода прибыл самолет для парашютистов — АН-2.
На прошлой неделе из ЦА ДОСААФ России пришел запрет на проведение полетов в аэроклубе. Однако поднять технику в небо руководство ЦПАК планирует к концу этой недели.
— Сейчас дожидаемся разрешения департамента авиации на полеты и все — планируем в эти выходные облетывать технику. Возникли определенные организационные проблемы при перелете нашего самолета АН-2, оформляем документы. Как только получаем это добро, взлетаем, — добавил Баранов.
С 2017 года руководство аэроклуба занимается и восстановлением хозяйственной части. В прошлом году отремонтировали крышу на главном здании по улице Комсомольской, 48, установили пожарную сигнализацию, «починили крышу в ангарах, где хранится техника».
По словам Баранова, кроме планеров намечается поднять в небо два современных дорогостоящих самолета «Dynamic», только кто будет ими управлять — не ясно.
— С ними сложная ситуация. Все для того, чтобы они могли летать, было сделано, но необходимо, чтобы наша инженерная служба прошла специальное обучение и имела допуск. Такого пока нет. Кроме того, лётчики, которые будут управлять этими самолётами, должны пройти обучение, — отметил Баранов.
Во второй половине лета руководство аэроклуба надеется провести соревнования по планерному спорту.
— В тех условиях, в которых мы существуем, замахиваться на какие-то большие соревнования пока не приходится. Но есть идея, что в этом году либо клубные, либо областные, либо, может, какую-либо группу областей, например, Черноземья, но сможем собрать где-нибудь во второй половине лета. Но для начала нам нужно хотя бы просто взлететь. И мы это сделаем, — уверенно пообещал Баранов.
Обеспокоенность спортсменов
В конце апреля спортсмены-планеристы отправили открытое письмо губернатору Андрею Клычкову, председателю ДОСААФ России Александру Колмакову и председателю регионального отделения ДОСААФ Алексею Петрыкину с просьбой обратить внимание на состояние дел в ЦПАК. Письмо подписали восемь спортсменов из разных регионов страны.
В нем говорится, что проблемы у клуба начались в 2010—2011 годах. Но каждый лётный сезон проводилось несколько соревнований по планерному спорту, среди которых Чемпионаты и Кубки России, Открытые чемпионаты Москвы и МО, Чемпионаты ЦФО. Годовой налёт аэроклуба в среднем превышал четыре тысячи лётных часов, что составляло 12—14% от налёта всей авиации ДОСААФ России. Авиационная техника закрывавшихся планерных клубов страны собиралась в Орле, восстанавливалась, регистрировалась и эксплуатировалась в ЦПАК.
— Орловский Центральный планерный аэроклуб всегда был легендой. На соревнованиях собирались до четверти всех летающих планеристов страны… В 2012 году сложилась ситуация, что ЦПАК был вынужден взять практически все соревнования по стране. Одним клубом мы вытащили соревнования, которые должны были проводить четыре аэроклуба, — рассказал бывший начальник аэроклуба (с 2011 по 2014 годы) и заместитель начальника по лётной подготовке (с 2014 по 2017 годы), член Совета Орловской федерации планерного спорта Сергей Антипов.
В письме говорится, что до 2016 года «при полном отсутствии финансирования и какой-либо поддержки ДОСААФ, при поддержке общероссийской и региональной федераций планерного спорта и неравнодушии энтузиастов, влюблённых в орловское небо, активность спортивной работы в ЦПАК вызывала уважение а, порою, и зависть представителей других, значительно более богатых регионов».
Несмотря на финансовые проблемы, клуб не только проводил спортивные соревнования, но и получил приобретённые за счёт субсидий Минспорта современные спортивные планеры мирового уровня «ДуоДискус» и «Вентус» общей стоимостью около 300000 евро.
Кроме того, клуб успевал не только проводить соревнования, готовить пилотов, поддерживал исправность огромного парка авиационной техники, но и участвовал в проекте Российского спортивного союза инвалидов «Небо, открытое для всех» и принимал участие в военно-патриотическом воспитанием подростков.
— Как человек, много лет занимавшийся организацией и проведением в аэроклубе соревнований по планеризму общероссийского уровня, я рад, что группа неравнодушных спортсменов написала открытое письмо. Однако, то, что мы видим сейчас в аэроклубе, назвать иначе как «имитация бурной деятельности», предназначенная исключительно для Департамента авиации ДОСААФ, нельзя. Отсюда вопрос руководителю аэроклуба — почему аэроклуб не летает как раньше? И, как я понимаю, причины, которыми сегодняшнее руководство «кормило» ДОСААФ с момента своего назначения, более никого не убеждают, — замечает Антипов. — И, как профессионал, я могу дать развёрнутое обоснование своей точки зрения любому заинтересованному.
По мнению авторов письма, особую обеспокоенность вызывает техника, которая уже несколько лет стоит в ангарах без обслуживания.
— Спортивные планера обслуживают не техники, а сами спортсмены. А на сегодня эта техника, как минимум два года не доставалась из ангаров. Хранение техники в ангарах в летний сезон нецелесообразно, с весны до осени она должна храниться на поле в собранном состоянии, — говорит Антипов.
С 2017 года в региональной прессе появляются сообщения о том, что полёты невозможны из-за многомиллионных долгов, конфликтов бывшего и действующего руководства, кражи неизвестными формуляров летательных аппаратов.
— Я хочу летать. Но мы уже третий год не летаем в Орле. Нам говорят, что то формуляров нет, то ещё чего-то нет. Если люди хотят организовать полеты, они организуют. А если кто-то хочет найти причины.., — говорит орловский спортсмен-планерист и член Орловской федерации планерного спорта Андрей Черников. — Орловская земля даёт возможность безопасных планерных полетов — можно приземлиться, где угодно, а небо позволяет планеристам парить по несколько часов в одном полёте.
— Нас несколько лет не зовут на аэродром, хотя раньше к лётному сезону планеры готовили мы, спортсмены, значит, и не собираются эксплуатировать спортивную технику. В Орле за спортсменом был закреплён планер, ещё и резервные были. Спортсмен холил и лелеял «свой» планер. И сейчас готов это делать, лишь бы летать, — добавляет Андрей Черников.
Как сообщил начальник штаба аэроклуба Баранов, в апреле на аэродром уже приезжали планеристы. «У нас уже несколько дней в апреле люди приезжали, занимались техникой и будут приезжать. Пусть предварительно звонят и сообщают о планах приехать», — заявил он. Также Баранов отметил, что со спортсменами, подписавшимися под открытым письмом, «были проведены телефонные переговоры и личные встречи».
В протоколе оперативного совещания Орловского аэроклуба с планеристами от 30 апреля сообщается, что на встречу приехали спортсмены Ирина Блажевич и Павел Ульянов. Руководство клуба рассказало им о готовности к полетам: о технике, готовой взлететь, о подготовленной группе летчиков, обустройстве территории к летной деятельности. Также руководство отметило, что имеется ряд нерешенных вопросов. Среди них — отсутствие спасательных парашютов для планеристов, которые предложено закупить спортсменам самостоятельно.
— На этой встрече нас никто не ждал. Мы приехали к назначенному времени и более получаса сидели и пили кофе, ожидая руководства. Какой-то мужчина, находившийся в клубе, позвонил руководству и сказал, что мы их ждем. В итоге приехал начальник штаба Баранов. Вообще, сложилось мнение, что встреча была организована для видимости. Был всплеск после нашего письма — обещаний и разговоров, но, думаю, ничего из этого не выйдет, — рассказала планеристка Ирина Блажевич.
После встречи с руководством аэроклуба спортсмены-планеристы отправили на имя председателя ДОСААФ России А. Колмакова и орловского отделения ДОСААФ А. Петрыкина «Открытое письмо — продолжение». В нем говорится о разочаровании от общения с начальством ЦПАК, опасениях за будущее планерного спорта в регионе и надеждах на разрешение сложившейся ситуации.
Ответ властей
Управление физической культуры и спорта Орловской области ответило региональной федерации планерного спорта на обращение о прекращении спортивно-лётной работы аэроклуба. Как сообщается в документе, подписанном начальником управления Алексеем Берестовым, до 2016 года в ЦПАК регулярно проводились соревнования по планерному спорту различных уровней. Кроме того, аэроклуб принимал активное участие в жизни области.
«Начиная с 2017 года спортивных планерных полётов в аэроклубе не осуществляется, соревнований не проводятся, информации о планируемых соревнованиях и подготовке к ним от руководства аэроклуба в Управление физической культуры и спорта Орловской области не поступает», — говорится в документе.
Отмечается, что на официальные запросы начальник аэроклуба Евгений Митасов не реагирует, взаимодействие с «указанным руководителем авиационной спортивной организации полностью отсутствует, аэроклуб участия в региональных спортивных и общественных мероприятиях не принимает».
«По информации Федерации планерного спорта России, Министерством спорта РФ в Единый календарный план (ЕКП) на 2019 год спортивных мероприятий по планерному спорту в Орловской области не внесено по причине отсутствия лётной деятельности в 2017—2018 годах и неготовности аэроклуба к проведению лётного сезона 2019 года», — сообщается в документе.
Марина Сёмина.