Орловская искра № 7 от 22 февраля 2019 года
Почему буксуют мусоровозы и кто отвечает за контейнеры
Реформа по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, или как её ещё называют «мусорная реформа», стартовала в Орловской области с 1 января 2019 года. Она переносилась дважды. Её заявленная цель — обеспечение снижения экологической нагрузки на окружающую среду и максимальное вовлечение отходов, как материальных ресурсов, во вторичный оборот.
Цель благая, но вот прошло уже почти два месяца, а в редакцию продолжают звонить люди с жалобами. По их мнению, экологическая нагрузка на окружающую среду не только не снизилась, а наоборот — увеличилась. Несмотря на то, что подготовка к реализации реформы шла довольно долго и писалось об этом много, на практике выяснилось, что региональный оператор — ООО «УК «Зелёная роща» — оказался не готов к качественной реализации задуманного. Жалобы — в основном на работу новой компании. Кому-то неправильно сделали начисления — посчитали тех людей, которые не проживает в доме, кто-то жаловался на некачественную уборку контейнерной площадки. Многие люди возмущаются тем, что очень трудно дозвониться до компании, телефонные номера постоянно заняты.
Представитель МК «Центр» И. И. Панкратов, например, рассказал:
— Наша компания находится на территории бывшего сталепрокатного завода. Мы довольно долго работали с фирмой «Забота», и никаких претензий, нареканий к этому перевозчику не было. В течение двух лет мусор, бытовые отходы вывозили по графику, перевозчик приезжал по звонку.
Сейчас, с 1 января, ситуация изменилась резко к худшему. Мы уже две недели пытаемся заключить договор с региональным оператором — ООО «УК «Зелёная роща». Но не так это просто. Дозвониться нереально, два телефона, указанных для связи, постоянно заняты. Мы отдали заявку, нам сказали: ждите, даже если договора не будет, всё равно приедем и мусор вывезем. Но время идёт, на дворе — февраль, а мусор с территории предприятия не вывозится. У нас — опасный объект, мы не можем долго хранить бытовые отходы. Тем более, что за соблюдением законодательства в сфере экологии, санитарии — жёсткий контроль. Нам говорят, что все неувязки будут устранены. Но когда? В чём же тогда суть реформы?
На Орловском заводе имени Медведева, как рассказали его представители, тоже возникли сложности. На предприятии трудится около 500 человек, и в каждом цехе был свой контейнер. Завод арендовал их у компании «Экотранс», которая «до реформы» вывозила ТКО и работала стабильно, без проблем.
С 1 января ситуация изменилась: перевозчик с рынка ушёл и забрал с собой своё имущество. Возник вопрос: кто должен покупать и ремонтировать контейнеры для сбора ТКО?
В январе мусор не вывозился почти две недели. Кстати, поначалу региональный оператор, с которым предприятие заключило договор, обещал контейнеры поставить. Но потом своё мнение изменил: покупайте, мол, сами.
Начали выяснять, можно ли в Орле купить контейнеры. Оказалось, что их надо предварительно заказывать. Нашли по интернету в ближайших регионах, в частности, в Воронежской области пластиковые контейнеры — они лучше моются, более долговечны. И вынуждены были их закупать — предприятие работает и не может позволить, чтобы на территории скапливались ТКО.
За январь региональный оператор выставил заводу счёт, но предприятие его пока не оплачивает, считая, что счёт выставили неправильно, сумма завышена.
В «Орловскую искру» также обратились жители частного сектора (улиц 2-й Курской, 3-й Курской). Люди жалуются, что мусор стали плохо вывозить, он лежит больше недели. Собаки начинают растаскивать его по улицам, а это антисанитария, неприятные запахи…
— В моём доме проживает четыре человека, — говорит жительница Орла Мария Степанова. — В квитанции, которую нам прислали на оплату коммунальной услуги «обращение с твёрдыми коммунальными отходами», выставлена сумма почти четыреста рублей (как уже сообщалось, плата за обращение с отходами на 1 человека в месяц на территории Орловской области с 1 января 2019 года составила: для 1 проживающего в многоквартирных домах — 78,24 рубля, для 1 проживающего в частном секторе городов и райцентров — 97,80 рублей. — Ю. Р.). До повышения мы платили чуть больше 70 рублей на одного человека. И мусор вывозили без проблем. А теперь плата увеличилась, а качество уборки стало хуже. Непонятно, в чём же суть новой реформы? Или это очередной способ взять с людей побольше денег?
Действительно, организации, которые до этого вывозили мусор с площадок, забрали с собой свои контейнеры. Кто должен купить новые? Будут ли установлены новые контейнеры в частном секторе на тех улицах, где чаще всего возникают проблемы с вывозом мусора? За ответами на многочисленные вопросы я отправилась в компанию ООО «УК «Зелёная роща». В пресс-службе регионального оператора сообщили, что на обновление контейнерного фонда в тарифе заложен определенный процент. Ремонт осуществляется за счёт утверждённого тарифа. На покупку контейнеров необходимо скопить средства, т. е. нужно время, а реформа только стартовала. К тому же на первом этапе региональный оператор будет осуществлять лишь замену сломанных контейнеров. И такие примеры уже есть.
Полномочия по установке контейнеров и организации контейнерных площадок лежит на органах местного самоуправления (ФЗ № 89). В декабре прошли тендеры (торги) по определению подрядчиков-перевозчиков. В них принимали участие те фирмы, у которых есть лицензия. Кстати, Спецавтобаза г. Орла заявку не подавала. Как пояснили в пресс-службе, перевозчики поменялись, поэтому чёткий график ещё не отработан.
На территории Орловской области зарегистрировано более 26 тысяч юридических лиц. Из них на данный момент в ООО «УК «Зелёная роща» для заключения договоров обратились порядка двух тысяч организаций и ИП. Те же, кто ещё не заключил, сталкиваются с проблемами. Поэтому сейчас развёрнута кампания по заключению таких договоров.
Кроме того, идёт инвентаризация контейнерных площадок, которые не внесены в территориальную схему. По всей области ведётся инвентаризация мест накопления ТКО.
В Орле есть мусоросортировочный комплекс — АО «Экосити», который принимает бытовые отходы, сортирует, производит процедуры по забору полезных фракций (вторсырья). Есть полигоны во Мценске и Ливнах.
Проблемы с вывозом мусора возникают и по той причине, что дороги и подъездные пути к контейнерным площадкам плохо чистятся соответствующими службами, мусоровозы буксуют. Уже зафиксированы два случая, когда машины просто увязали в снегу и не могли выехать со двора, из–за чего срывался график. Весной таких проблем, как заверили представители регионального оператора, уже не будет, а значит и график вывоза бытовых отходов стабилизируется.
Ну, что же, поживём-увидим. Наша газета будет держать на контроле эту тему. Тем более, что реформа только стартовала, и жалоб ещё будет, судя по всему, достаточно.
К слову, проблемные вопросы, касающиеся новой системы обращения с отходами, были озвучены на февральском заседании совета по ЖКХ. Губернатор А. Е. Клычков подчеркнул, что услугу населению необходимо оказывать должным образом, и региональный оператор несёт за это полную ответственность.
Юлия Рютина.