Орловская искра № 41 (1310) от 28 октября 2022 года
Пока рано хоронить орловский электротранспорт
Уходящий октябрь, возможно, станет значимой вехой в истории орловского электротранспорта. В начале месяца, 6 октября, в Государственной Думе прошли большие парламентские слушания «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ». Они состоялись потому, что электротранспорт оказался «на грани вымирания» не только в Орле.
Тревожные обращения граждан к депутатам идут из Волгограда, Белгорода, Астрахани и других городов, где осталось советское наследство — трамваи и троллейбусы.
На слушаниях присутствовали мэры городов, представители региональной власти, руководители производств, где изготовляется электротранспорт, а также представители эксплуатирующих предприятий, работники профсоюзов. Выступила на слушаниях и водитель троллейбуса из Орла О. Евдокимова, которая посетовала, в частности, что в ее родном городе вместо троллейбусов закупают автобусы, что износ сетей составляет более 70 процентов, а зарплата у рядовых работников не более 30 тысяч в месяц.
«Без решения задач по развитию горэлектротранспорта невозможно повысить качество жизни людей», — расставил точки на i председатель Государственной Думы В. Володин.
Он же озвучил ряд цифр, характеризующих состояние дел в отрасли в целом: «За прошедшие 30 лет количество подвижного состава — трамваев и троллейбусов — уменьшилось почти в два раза. Если говорить о троллейбусах, их осталось 7910. При этом средний возраст троллейбусов — 14 лет. Если говорить о трамваях, их осталось 7428, средний возраст — 20 лет».
В год в России выпускается примерно 200 троллейбусов. Как было подчеркнуто на слушаниях, этого недостаточно, чтобы в ближайшие 5—10 лет обновить подвижной состав. Была озвучена и стоимость производства электротранспорта: новый троллейбус — примерно 30 миллионов рублей, сдвоенный трамвай — 60 миллионов.
Поэтому на слушаниях было решено разработать «модель финансирования общественного электротранспорта в регионах и учесть эти средства в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». «Нам надо предложить модель, которую мы, возможно, отразим при рассмотрении бюджета… И правильно было бы регионам не отмалчиваться и не отсиживаться, а взять на себя решение этого вопроса. Из‑за этого у нас были закрыты многие трамвайные и троллейбусные маршруты, потому что город не справился, а регион стоял в стороне», — сказал В. Володин.
В Орле и местная, и региональная власти, вроде бы, в стороне не стоят. 20 октября на внеочередной сессии городского Совета депутаты проголосовали за то, чтобы предоставить МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» еще 100 миллионов рублей, которые в помощь городу были выделены, в свою очередь, из областного бюджета. Было заявлено также о создании депутатской рабочей группы «для контроля за развитием ситуации на МУП «ТТП». Прозвучало также, что «в стадии проектирования находится документация на выполнение работ по ремонту улиц на участке: трамвайное депо — ул. Карачаевская — ул. Гостиная — ул. Пушкина (конечная остановка трамвая), протяженностью 5,1 км, в том числе замена трамвайного пути по бесшпальной технологии, а также замена контактной сети и освещения».
За комментариями мы обратились к заместителю председателя городского Совета, коммунисту С. Н. Швалову.
— К сожалению, состояние предприятия сегодня по-прежнему близко к критическому, — сказал Сергей Николаевич. — Но зато на самом высоком уровне, кажется, проявилось понимание глубины проблемы. На последней балансовой комиссии нам сообщили, что себестоимость перевозки одного пассажира ТТП складывается такая: автотранспортом — 34 рубля, электротранспортом — примерно 36 рубль. Если учесть, что горожане оплачивают свою поездку по 20—23 рубля и по проездному — 12—13 рублей, то в среднем ТТП может рассчитывать на 16 рублей фактической оплаты.
Разница более чем существенная. Даже если согласиться с тем, что МУП в чем-то недорабатывает, все равно цифры несопоставимые. Отсюда вывод: электротранспорт в городе может работать безубыточно только при условии регулярных дотаций из бюджета.
Надо понимать, что ТТП несет бремя целого ряда объективных расходов. Это, прежде всего, содержание двух больших баз — трамвайного и троллейбусного депо с их административными зданиями, ремонтными цехами, штатными механиками, которые несут ответственность за техническую исправность подвижного состава на линии. И иначе никак нельзя. Это объективное требование. ТТП не частная лавочка. Не удивительно, что без системной поддержки со стороны государства ТТП из года в год генерирует убытки: если еще год назад они составляли 20 миллионов в месяц, то сейчас — порядка 28. Цифра, конечно, расчетная, отчасти условная, но обеспокоенность есть, что дела идут не в плюс, а в минус. И поэтому очень радует, что в Государственной Думе состоялись слушания по проблемам электротранспорта. Их главный итог я вижу в том, что на федеральном уровне, наконец, признано: проблема сама не рассосется, регионы и тем более муниципалитеты самостоятельно не справятся, нужна государственная поддержка. Это шаг вперед, на мой взгляд.
Конечно, хотелось бы и дальнейших шагов. Например, решения вопроса о тарифах для таких предприятий, как наше ТТП. Ясно же, что, выполняя свои социальные функции, такое предприятие не может оплачивать электроэнергию по тем же расценкам, как и какой-нибудь металлургический комбинат!
На слушаниях прозвучало, что на реконструкцию контактных сетей во всех городах России, где еще есть электротранспорт, нужно порядка 500 миллиардов рублей. Ничего удивительного. Одному Орлу нужно не менее 2 миллиардов. Но для государства это не колоссальные суммы. Тем более, никто не требует выделить их теперь и немедленно. Но есть ожидание специальных госпрограмм, планового, поэтапного финансирования.
Сегодня город при финансовой поддержке со стороны правительства области начинает разрабатывать так называемую долгосрочную документацию транспортного планирования. Это тоже очень важный шаг по пути возрождения электротранспорта в Орле. Смысл в том, что за счет средств бюджета Орловской области (21 миллион рублей) закладывается разработка комплексной схемы организации дорожного движения, маршрутной сети, исследования пассажиропотока и еще целый ряд важных документов.
И хотя в интернете уже распространяется негативная оценка этого шага правительства и муниципальной власти — вот, мол, опять деньги на ветер, на абстрактные исследования — должен заметить, что без этих документов регион не сможет подать заявку на участие в соответствующей госпрограмме, появись она завтра. И если еще год назад мы на комитете говорили, что эти документы позарез нужны, но у города на их разработку нет денег, то сейчас вопрос фактически решен, затраты принял на себя бюджет области. Это еще один шаг вперед.
Критики говорят, надо бы выделить ТТП сразу миллионов 300, а то и 500, чтобы предприятие могло погасить все свои долги и начать работу с чистого листа. Но, по-моему, это чистый популизм. Во-первых, потому, что ни у города, ни даже у области нет таких денег одномоментно. И отдать их ТТП означало бы лишить поддержки другие направления — здравоохранение, например. В области немало проблем и без электротранспорта, а бюджет региона совсем не резиновый. А во-вторых, разумно ли решать проблемы одного муниципального предприятия без стимулирования его самого к решению своих проблем?
Одна из них — состояние подвижного состава. Степень износа — высокая. Что делать? Закупать новые троллейбусы и трамваи? Но это очень дорого. В то же время надо понимать, в какой ситуации сегодня работает ТТП. Предприятие может фактически распоряжаться только наличной выручкой, потому что все его счета заблокированы за долги. Теперь трамвайно-троллейбусному предприятию выделена помощь — 100 миллионов рублей. Всего же правительство Орловской области выделило городу 200 миллионов. Половина из них пойдет на разблокировку счетов учреждений образования, а половина — на погашение долгов ТТП.
Кроме того, правительство области договорилось с федеральным правительством о большом инфраструктурном кредите на сумму порядка 842 миллионов рублей. На эти деньги будут закуплены новые автобусы для ТТП: 28 машин — в ноябре, и 20 — в следующем году.
Почему не троллейбусов? Да потому что вместо 48 единиц подвижного состава тогда смогли бы купить 20—25. А для ТТП сегодня выгодными могут оказаться маршруты, связывающие центр города с новыми микрорайонами. А там, как вы понимаете нет, никогда не было, да и скорее всего никогда не будет контактной сети. И здесь предприятие, выполняя важную социальную задачу транспортного обслуживания населения, сможет и свое финансовое положение стабилизировать.
Но это не значит, что власть ставит крест на электротранспорте. И лишнее тому подтверждение тот факт, что уже принят к реализации проект ремонта улиц Карчевской, Гостиной и ул. Пушкина с заменой трамвайных путей. Пока закрыт Красный мост — самое время подготовить улицы к будущему движению трамваев. Деньги предусмотрены в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги».
Если ничего не случится, я имею в виду внешние факторы — ситуация в стране и вокруг нее — и если финансирование сохранится хотя бы на нынешнем уровне, то в следующем году все это будет реализовано.
Андрей Грядунов.