Орловская искра № 3 (1224) от 29 января 2021 года
Пока суд да дело…
Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области сообщило, что в прошлом году было возбуждено более 140 исполнительных производств в отношении городских и районных властей, которые своевременно не выполнили требование российского законодательства о предоставлении бесплатного и внеочередного жилья детям-сиротам, вступившим в самостоятельную взрослую жизнь. Львиная доля этих судебных решений касалась администрации города Орла. «В результате принятых мер в 2020 году фактическим исполнением было окончено 86 исполнительных производств данной категории, что на 43 процента больше, чем в 2019 году. В начале этого года должником в лице администрации города Орла были заключены еще 17 договоров о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения. Это привело к фактическому исполнению соответствующих исполнительных производств.
В марте 2020 года информационные агентства сообщали: примерно 30 процентов орловских сирот судились с местными властями, чтобы добиться реализации своих прав на жилье должно было пойти около 100 миллионов рублей. Это значит, что в Орле и в Орловской области власти так и не смогли решить проблему планового бесперебойного обеспечения сирот положенными им по закону квадратными метрами.
Журналистам нашей редакции эта тема известна с 2010 года. Тогда прокуратура Заводского района несколько раз выступала с исками к администрации города в интересах детей-сирот. И вот управление ФССП подвело итоги года 2020 — воз и ныне там. Хотя, судя по статистике, общая динамика положительная: в 2013 году квартиры получили 30 сирот, в 2014 — 35, в 2017 — 48, в 2018 — 57 и в 2019 — 81. Но по большей части всё это не столько заслуга местных властей, сколько результат прокурорского и личного сиротского реагирования на неисполнение властями действующего законодательства.
А вот данные Счетной палаты РФ, опубликованные недавно РБК. Так, за 2019 год число детей, которые не смогли реализовать своё право на жилище, увеличилось на 9%. По данным на 1 января 2019 года сирот, обманутых в своих ожиданиях на бесплатное жилье, насчитывалась около 175 тыс. человек. Через год, то есть в начале 2020 года, их было уже 191 тыс. При этом льготный список зарегистрированных претендентов пополнился 50 тысячами человек. И в январе 2020 года на учете в администрациях городов и поселков стояло 279 тыс. детей-сирот, нуждающихся в жилье.
Эксперты отмечают, что в целом по стране в консолидированных бюджетах краев и областей выделяется примерно 32 миллиарда рублей на жилье для сирот. В 2019 году на эти цели было выделено почти 40 миллиардов из различных источников, включая федеральный бюджет. И всё равно денег не хватает. Данная сумма, подчеркивают эксперты, делает неизбежным срок ожидания жилья минимум шесть-семь лет. Есть регионы, где он превышает и 20 лет. Цена вопроса, как утверждают специалисты Счетной палаты, 264,5 млрд. рублей, причем — единовременно!
А пока дело дошло до того, что в целом ряде регионов квартиры сиротам предоставляются только через суд. Подал иск — может, и получишь. А не пытаешься сопротивляться — так о твоем праве никто и вспоминать не будет. Орловщина пока еще не входит в этот список «правящего цинизма». Но тенденция наметилась еще в 2010 году. По данным Счетной палаты РФ примерно половина из нуждающихся в жилье детей-сирот добивается реализации своих прав именно в судебном порядке.
Одна из основных причин такого положения дел — незаинтересованность коммерческих застройщиков выделять под льготников определенный процент квартир в строящихся домах. Отдавать «каким-то там сиротам» дорогостоящие однокомнатные квартиры с хорошей планировкой и достаточно просторные по площади — как говорится, жаба давит. А строить специально дешевые «клетушки» в одном доме с элитными апартаментами и технически неудобно, и на ликвидности сказывается: богатые покупатели жилья не хотят жить на одной площадке с нищими. Строить отдельные дома для сирот — тоже не получается, потому что власть не исполняет вовремя своих платежных обязательств, о чем свидетельствуют приведенные выше цифры. А застройщику, понятное дело, нужна своевременная оплата строящегося жилья.
Счетная палата делает вывод: «Невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам… Ситуация практически не меняется с 2015 года… Темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот».
Последний вывод явно противоречит недавней информации, что количество сирот в нашем регионе значительно сократилось. Но в данном случае нас интересует другая сторона проблемы: как увеличить эти самые темпы предоставления квартир подросшим детям-сиротам?
Оказывается, еще в декабре 2019 года правительство РФ постановило: к 2025 году квартирная задолженность перед детьми-сиротами должна быть ликвидирована. Время еще есть, и Счётная палата предлагает: во-первых, предоставить возможность этим молодым людям переезжать на жительство в те регионы, где жилье им гарантировано предоставят. Во-вторых, компенсировать сиротам съем (аренду) жилья до предоставления постоянной квартиры. В-третьих, упростить для данной категории граждан процедуру покупки жилья на вторичном рынке. В-четвертых, повысить ответственность должностных лиц.
Всё это звучит очень хорошо и правильно, но смущает одним: перечисленные меры требуют высокой организации государственных усилий, строгого выполнения государством своих социальных обязанностей, от чего, как показывает практика, современная российская государственность, напротив, всячески старается уйти, переложив все заботы на плечи «участников рыночных отношений». А если так, то, пожалуй, единственным выходом из создавшегося положения можно считать выделение сиротам достаточного количества денег на приобретение жилья. Или сертификатов, как предлагает «в-пятых» Счетная палата.
Но вот ведь коллизия: в нашей стране, где государство постепенно сбрасывает с себя социальные обязательства, лишних, «свободных» денег, которые вот так запросто и своевременно можно было бы отдать нуждающимся — тем же сиротам, — почему-то тоже нет. И в казне нет, и у благотворителей. Точнее, последних нет как таковых. От государственного распределения ушли, а к богатому и щедрому обществу так и не пришли. На кого сиротам надеяться? Только на суд! Да и то не всегда: по данным Счетной палаты на начало 2019 года насчитывалось чуть более 20 тысяч неисполненных судебных решений по искам детей-сирот. К началу 2020 таковых было уже около 30 тысяч.
Андрей Грядунов.